Ретроспективы Альбрехта Дюрера и Марка Ротко, Оскара Кокошки и Рихарда Герстля, визуальное барочное представление из картин Караваджо и скульптур Джованни Лоренцо Бернини, а также сокровища коллекции князей Лихтенштейна – всё это представляют ведущие музеи Вены до конца 2019 года. Вот 9 выставок, которые стоит посетить, будучи в австрийской столице.

До 28 апреля в Музее истории искусств будет работать выставка «Мумия землеройки в гробу и другие сокровища», которую организовали знаменитый американский кинорежиссёр Уэс Андерс и его жена Джуман Малуф. Это самый масштабный показ в музее с точки зрения количества экспонатов. Голливудская чета проинспектировала все 14 огромных коллекций музея и выбрала 430 экспонатов, почти половина из которых никогда не выставлялись раньше.

У экспозиции нет никакой очевидной системы, она похожа, скорее, на собрание редкостей какого-нибудь эксцентричного чешского графа, жившего сотни лет назад. Центральное место занимает миниатюрная мумия землеройки в гробнице IV века до н.э. размером с обувную коробку. Пространство выставки вызывает в памяти воспоминания о фильмах Андерсона «Семейка Тененбаум», «Отель „Гранд Будапешт“» и «Королевство полной луны».

1.1. Экспонат, давший название выставке «Мумия землеройки в гробу и другие сокровища». Фото: KHM-Museumsverband
1.2. Фрагмент выставки «Мумия землеройки в гробу и другие сокровища». Фото: KHM-Museumsverband

С 12 марта по 20 июня в том же Музее истории искусств открыта ретроспектива выдающегося абстракциониста XX века Марка Ротко. Это первый в Австрии показ, представляющий всю карьеру американца через призму четырёх десятков его работ. Экспозиция прослеживает становление стиля Ротко от ранних фигуративных картин 1930-х и переходных 1940-х годов до революционных зрелых работ 1950-х и 1960-х. Показ завершается знаменитыми «полями цвета» последнего десятилетия жизни художника, которые демонстрируют, как он учился технике у Старых мастеров, наслаивая цвета в манере Тициана и развивая ощущение «внутреннего света» вслед за Рембрандтом.

Музей истории искусств одолжил картины для ретроспективы у Национальной галереи искусств в Вашингтоне, швейцарского Фонда Бейелера, нью-йоркского Еврейского музея, художественных музеев Берна и Базеля. Кроме того, ряд полотен прислали наследники художника – сын Кристофер и дочь Кейт – из семейной коллекции.
Фрагмент экспозиции «Марк Ротко» в Музее истории искусств в Вене. Фото: KHM-Museumsverband


Галерея Альбертина этой весной привлекает зрителей двумя параллельными выставками, составленными из сокровищ Княжеской коллекции Лихтенштейна. Обе они посвящены трехсотлетию Княжества Лихтенштейн и завершатся 10 июня.

Первая получила название «От Рубенса до Макарта» и включает более ста самых важных картин и скульптур из монаршего собрания – от раннего итальянского Ренессанса до периода барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
Читать дальше
, от венского бидермейера до академизма эпохи Ганса Макарта. Центром этой экспозиции, охватывающей пять веков истории искусства, стала знаменитая картина «Туалет Венеры» Питера Пауля Рубенса.

1.1. Питер Пауль Рубенс, «Туалет Венеры» (1615). Частная коллекция
1.2. Рудольф Риттер фон Альт, «Лестница в Королевской опере Вены» (1873). Частная коллекция

Второй показ называется «Рудольф фон Альт и его время». Он делает акцент на венской акварели в период перехода от бидермейера и реализму. Около ста самых красивых работ демонстрируют обширные знания, которые лежат в основе страсти князей к коллекционированию, а также дают авторитетный обзор творчества и эпохи Рудольфа фон Альта.

Нижний Бельведер отдаёт дань уважения художницам, которые внесли значительный вклад в венский модернизм
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
и художественные тенденции, проявившиеся после Первой мировой войны, но затем были незаслуженно забыты. Экспозиция «Город женщин» (работает до 19 мая) возрождает такие имена, как Елена Лукш-Маковская (дочь художника Константина Маковского), Мари Эгнер, Элен Функе и Эрика Джованна Клиен.
Элен фон Тауссиг, «Обнажённая в голубом кресле» (1920-30). Бельведер, Вена

Выставка расширяет взгляд на венский модернизм
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
и фокусируется на женщинах, активно помогавших формировать художественную сцену в начале ХХ века. Тогда им было отказано в художественном образовании и членстве в ассоциациях художников, а, следовательно, в возможности выставлять свои работы. Однако некоторым удалось найти возможности для обучения, построить успешную карьеру и разработать стратегии для продвижения на рынке. Они оставили следы в таких движениях, как атмосферный импрессионизм
Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. Читать дальше
, сецессионизм, экспрессионизм
Как и для любого мощного художественного движения, для экспрессионизма невозможно назвать точную дату или год рождения. Невозможно провести границу на карте и указать территорию, на которой экспрессионизм родился и окреп. Все приблизительно. Кроме одной железобетонной пространственно-временной характеристики: северная Европа накануне Первой мировой войны. Экспрессионизм – это авангардное художественное течение, новое трагическое мировоззрение и целый свод многозначительных мотивов, символов и мифов. И, кстати, это революционная реакция не только на поношенное, безжизненное традиционное академическое искусство, но и на светлую, идиллическую, южную импрессионистскую «видимость» мира.
Читать дальше
, кинетизм и новая объективность.

Музей Леопольда 6 апреля откроет одну из самых полных на сегодняшний день ретроспектив Оскара Кокошки, которого когда-то называли «главным диким» среди художников. Около 260 экспонатов включают знаковые работы экспрессиониста из международных коллекций, а также произведения, которые редко или никогда не показывались ранее. Так кураторы прослеживают все периоды его творчества в таких городах как Вена, Дрезден, Прага, Лондон и, наконец, Вильнёв.

Оскар Кокошка (1886–1980), чья биография отражает историю XX века, представлен как радикальный новатор и «мультиталант» – художник, рисовальщик, создатель печатных графических работ, писатель, драматург и театральный деятель. Другой акцент сделан на его амбивалентном восприятии женщин – от битвы полов до фигуры матери-миротворца. Выставка продлится до 8 июля.
Оскар Кокошка. Автопортрет художника-дегенерата
Автопортрет художника-дегенерата
1937, 110×85 см

Осенний сезон музей начнёт ретроспективой Рихарда Герстля (1883-1908). Он считается первым австрийским экспрессионистом, который вводил стилистические инновации ещё до Эгона Шиле и Оскара Кокошки. Эта всесторонняя выставка станет первым монографическим показом произведений художника за последнюю четверть века.

Кроме того, кураторы проведут беспрецедентное исследование связей Герстля с его современниками и художниками нашего времени. Его выразительная манера живописи, возможно, была инспирирована работами Эдварда Мунка, Винсента Ван ГогаПьера Боннара и Ловиса Коринфа. В свою очередь Герстль вдохновил целый ряд живописцев, включая Георга Базелица и Пола Маккарти.
Рихард Герстль. Береговая улочка
Береговая улочка
1908, 33×32 см

Но одним из главных событий художественной жизни Вены этой осенью станет, несомненно, выставка работ на бумаге Альбрехта Дюрера в галере Альбертина. Она откроется 20 сентября 2019-го и будет работать до 6 января 2020 года. Учреждение хранит самую крупную коллекцию рисунков художника — почти 140 экземпляров. И этот показ, дополненный арендованными работами, будет уделять основное внимание графике как отдельному художественному достижению художника, равного его картинам и гравюрам.


Одной из центральных работ станет набросок «Руки молящегося» (1508) — второй по популярности рисунок в мире после «Витрувианского человека» Леонардо да Винчи. Кристоф Мецгер, главный куратор Альбертины, считает, что это не подготовительный этюд
Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? Читать дальше
для алтаря, как предполагалось столетиями, а законченная работа для рекламы таланта мастера.

Другой крупный международный показ организует осенью Музей истории искусств. 15 октября там начнёт работу экспозиция «Караваджо и Бернини» – мощное визуальное зрелище в стиле барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
Читать дальше
. Основное внимание будет уделено революционным работам двух выдающихся художников – живописца Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) и скульптора Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680).
Микеланджело Меризи де Караваджо. Давид с головой Голиафа
Давид с головой Голиафа
1601, 91.2×116.2 см

Музей истории искусств в Вене владеет наиболее полной за пределами Италии коллекцией работ Караваджо и его последователей. Но ни один музей в Австрии никогда не проводил всестороннюю выставку о нем и его времени. Показ из примерно шестидесяти важных работ – как картин, так и скульптур – посвящён художественным революциям, которые потрясли Рим между 1600-м и 1640 годами и оказали влияние на остальную часть Европы. За границами Италии никогда не было экспозиции такого размера и масштаба, объединяющей так много важных произведений раннего барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
Читать дальше
. Весной 2020 года выставка переместится в Рейксмузеум в Амстердаме.



По материалам официальных сайтов указанных музеев и галерей