… четвертой по счету, сразу после Пегги Гуггенхайм, с которой тот развелся из-за вспыхнувшей страсти к художнице, красавице, арт-активистке. Впрочем, и без супружеских подробностей, творчество Доротеи Танниннг многие десятилетия будоражит умы современников. Женщина-сюрреалистка с кротким взглядом и буйными изломами тел и фигур на полотнах, и при этом любитель "идиллических" гигантских собачек, - в общем, масса поводов познакомиться с ее творчеством «в оригинале».

Выставка  в Лондонской Alison Jacques Gallery подготовлена в тесном сотрудничестве с Фондом Доротеи Таннинг (The Dorothea Tanning Foundation), благодаря чему галерея «уловила мечты» и демонстрирует подборку картин и рисунков художницы за 50 лет ее творчества. Многие на публике впервые, и стоит «протанцевать» по залам, начиная с раннего рисунка 1939 года – «Танго», и завершая образами и фигурами, созданными в 1989 году.
Некоторые из работ Таннинг уходят ассоциациями к детским воспоминаниям, сказкам и даже кошмарам, и, конечно, к сумбурным взрослыми сновидениям и грезам наяву. Вращаясь в «сюрреалистическом» кругу Андре Бретона в 1940-1950-х годах, мудрено оставаться реалисткой!






В 1942 году Макс Эрнст отбирал картины для выставки в галерее супруги Пегги Гуггенхайм. Одна из картин  - с молодой красивой женщиной "топлесс", с тревожным взглядом, у открытой двери, - его сильно заинтересовала... как и автор работы. Картины была "безымянной", и он предложил Доротее назвать ее "День Рождения"... Она развелась с мужем, он - с женой, и поехали в Голливуд, чтобы пожениться. Свидетелями позвали художинка Мана Рэя и его подругу Жюльет Браунер, но те тоже решили.... пожениться!
Свадьба получилась двойная.




В 1942 г. галерист Джулиен Леви (Julien Levy) сказал: «Я открыл работы прекрасной юной женщины, Доротеи Таннинг, которая создала целую вселенную своими «картинами из подсознания»



Картина «Ткань сновидений» (Un Tissu de Songes - Web of Dreams, 1973-93) дает название выставке и служит прекрасным примером смешения и преображения форм, идей, чувств, и смысла. Первоначально написанная в 1973 году, затем переписанная в 1984, и снова – с 1993, «Ткань сновидений» - тревожный кокон творческих видений и метаний Таннинг.


Самая поздняя работа художинцы из представленных на выставке – «Покорить лестницу» ("To Climb a Ladder", 1987), в жутковатых карабканиях все же показывает свет в вышине. Иначе к чему все стремления?

Сама Танниг писала: "Эта работа преодолела несколько этапов, прежде чем приняла форму. Я всего лишь как плоть, заключенная в тюрьму». Вполне ожидаемый комментарий, если судить лишь по работам художницы – они нередко мрачны и неаппетитны. Они тревожат гибридами людей, птиц и животных, а еще – своей нарочито полусырой неоконченностью, которая будто «пробивается» через ткань полотна, чтобы завершиться в реальности. Невольный вопрос – уж не вечный ли пленник депрессии эта Доротея?

Часть ответа – в биографии мастера странных сюжетов: художница прожила 101 год, была неутомимо деятельна в творчестве, и покинула мир сразу после издания своей книги стихов. А вторую часть ответа дает сама Таннинг:

«Я не понимаю, почему кто-то не может быть абсолютно увлечен человеческими формами, ведь тому столько причин! Вы живем в человеческих телах, мы следуем через жизнь в этих «мировых конвертах». Почему не признать это и не попытаться об этом что-то сказать? Так, лично я желаю говорить о трансформации» - Доротея Таннинг





Кроме картин, Доротея Таннинг шила… скульптуры, напоминающие «големов» с ее картин, работала над декорациями и костюмами балетов Джорджа Баланчина. А после 80 лет ее стезя – литература, от мемуаров до прозы и поэзии. Родившись в 25 августа 1910 г., она прожила 101 год.