Рисунок полуобнажённой женщины, имеющий поразительное сходство с «Моной Лизой» может быть работой самого Леонардо да Винчи, а не его последователя, как считалось ранее. Такое заявление сделали эксперты Лувра, которые изучают работу углём, известную как «Мона Ванна». Теперь, хранящийся в коллекции Музея Конде в Шантильи к северу от Парижа, может быть переклассифицирован.

«Существует большая вероятность того, что Леонардо сделал значительную часть рисунка, – сказал куратор парижского музея Матьё Дельдик. – Это работа очень высокого качества, выполненная великим художником». По мнению специалиста, это подготовительный этюд
Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? Читать дальше
к картине маслом – на это указывает тот факт, что положение рук и тела «Моны Ванны» практически идентичны «Моне Лизе».

Большой рисунок свыше 150 лет хранится в огромной коллекции искусства эпохи Возрождения в музее Конде – бывшем родовом гнезде одной из старейших аристократических семей Франции.


Леонардо да Винчи. Мона Ванна (мастерская Леонардо?)
Мона Ванна (мастерская Леонардо?)
XVI век

По словам Дельдика, исследования под микроскопом показали, что рисунок был сделан левой рукой, а Леонардо да Винчи, как известно был левшой. Ранее работу понизили в статусе из-за того, что штриховка вокруг головы модели была выполнена правой рукой. «С тех пор мы обнаружили много новых элементов, – сказал Дельдик, – Особенно угольные отметки, сделанные левой рукой почти везде».

Исследователи также пришли к выводу, что рисунок с использованием «сфумато» – любимой техники Леонардо – не является копией утраченного оригинала. Однако, как подчёркивает Дельдик, эксперты не могут быть – и никогда не будут – абсолютно уверены, что работу выполнил знаменитый художник.
Леонардо да Винчи. Вакх (Святой Иоанн Креститель в пустыне)
Вакх (Святой Иоанн Креститель в пустыне)
1515, 177×115 см
Мастерская Леонардо да Винчи, «Вакх (Иоанн Креститель в пустыне)», ок. 1515. Лувр, Париж

По мнению британского искусствоведа Джонатана Джонса, этот этюд
Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? Читать дальше
– свидетельство подрывного чувства юмора Леонардо. Специалист считает, что «Мона Ванна» (или «тщеславная женщина») – грубая пародия на «Мону Лизу», для которой, предположительно, позировала Лиза Герардини дель Джокондо. В рисунке углём художник мог выразить лукавое отношение к своему шедевру.

Джонс намекает, что моделью для «Моны Ванны» мог быть Салаи – ученик Леонардо. «Мускулистая левая рука сильно напоминает полуголого Вакха (или святого Иоанна) из мастерской Леонардо, ныне хранящегося в Лувре, – пишет эксперт. – «Обнажённая Мона Лиза» может быть портретом этого дикого юноши, который погиб в драке в 1524 году».

Рисунок будет показан в Шантильи в конце этого года на специальной выставке, приуроченной к 500-летней годовщине со дня смерти художника.


Леонардо да Винчи. Благовещение
Благовещение
1475, 98×217 см

Тем временем, Италия и Франция всё же договорились об аренде картин для масштабной ретроспективы Леонардо да Винчи в Лувре, посвящённой памятной дате. Напомним, ранее представители итальянских властей заявили, что не станут отправлять шедевры в Париж, поскольку это оставит их страну «на обочине важного культурного события». Такая позиция угрожала планам французов, которые хотят представить самый грандиозный в истории обзор работ гения Ренессанса.

Теперь выход из тупика – как политического, так и культурного – в котором оказались обе страны, найден. Семнадцать картин, множество рисунков и небольшая подборка скульптур Леонардо да Винчи в этом году отправятся из Италии в Париж. А Франция затем одолжит итальянцам экспонаты для выставки, посвящённой другому мастеру эпохи Возрождения – Рафаэлю, 500 лет со дня смерти которого исполнится в 2020 году.

Полный список картин Да Винчи, которые итальянские музеи осенью одолжат французам, будет обнародован вскоре.



По материалам ArtdailyThe Guardian и artnet News