4 апреля 2017 года в Государственной Третьяковской галерее откроется большая ретроспектива работ выдающейся художницы Зинаиды Серебряковой. По мнению кураторов, это будет наиболее полный показ работ Серебряковой за последние 30 лет - они будут собраны из музеев и частных собраний разных стран. Узнаем подробности!

Основной акцент в экспозиции будет сделан на самом плодотворном русском периоде творчества художницы. Значительное место планируют уделить портретным работам Серебряковой — ее любимому жанру, - а также пейзажам. Еще на выставке будут представлены эскизы росписей Казанского вокзала в Москве и серия картин, раскрывающих закулисный мир Мариинского театра.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова. За туалетом. Автопортрет
За туалетом. Автопортрет
1909, 75×65 см

"Две судьбы суждено было прожить Зинаиде Серебряковой. В первой она — потомок художественного семейства, счастливая, любимая и любящая жена, мать обожаемых детей и талантливая художница, вошедшая в русскую живопись со своим автопортретом перед зеркалом, в котором, кажется, сконцентрировались счастье, любовь, довольство, свежесть и радость жизни. Вторая судьба — вдова, разлученная с детьми, выбивающаяся из сил, чтобы заработать на кусок хлеба, не нашедшая места на чужбине и утратившая родину, раздираемая тревогой и снедаемая безысходной тоской..." - биография художницы в Артхиве


Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Катя в голубом у елки
Катя в голубом у елки
1922, 63.6×47.5 см

Безусловно, без работ парижского периода ретроспективная выставка была бы невозможна. Часть произведений для выставки поступит из французских коллекций и будет демонстрироваться в России впервые.




Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Балетная уборная. Снежинки (Балет «Щелкунчик»)
Балетная уборная. Снежинки (Балет «Щелкунчик»)
1923, 105×85 см

Смотрите большую галерею работ Зинаиды Серебряковой из коллекции изображений Артхива



Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Альпы. Деревня в Савойе
Альпы. Деревня в Савойе
1933, 48×62 см

Еще один сюрприз предстоящей ретроспективной экспозиции Зинаиды Серебряковой - декоративные панно, созданные художницей для виллы бельгийского барона Жана де Броуэра. Москвичи впервые смогут увидеть эти работы, долгое время считавшиеся погибшими во время Второй мировой войны. А петербуржцы могли видеть эти произведения в 2007 году, когда Русский музей впервые в России показал "бельгийские" панно Серебряковой на выставке "Обнаженные".

У панно из дома барона де Броуэра удивительная и нелегкая судьба. Зинаида Серебрякова создала эту серию аллегорических картин в 1936-37 годах; всего женских фигур было восемь: четыре отдельных вертикальных "нишевых" картины, а еще четыре фигуры, изображавшие времена года, были выполнены на двух горизонтальных панно.
Фигуры на горизонтальных панно изображены рядом с фрагментами карт тех мест и стран, которые имели для семьи де Броуэр особое значение: "Марокко", "Фландрия", "Индия" и "Патагония". Сама Серебрякова называла их "времена года".

"Росписи состояли из декоративных географических карт в стиле XVIII века, исполненных в одном тоне (их мой сын исполнил), я же написала на фоне в углах карт мотивы "4-х времен года" (лето со снопом, весну с цветами и т.д.) и 4 фигуры, стоящие в "нишах" на другой стене. Рисовала я все это в Париже и, к сожалению, не видела, как все это выглядело на стенах, так как дом этот был не совсем готов и еще необитаем… во время войны в этом месте как раз проходил фронт, и дача Броувера была разрушена…"  (из письма Зинаиды Серебряковой к А.Н.Савинову, 1964г)



Панно украшали зал "Ренессанс" виллы Мануар дю Реле долгие годы. Во время Второй мировой войны барон и его супруга погибли, но сама вилла - а с ней и панно, - сохранились. При этом считалось, что произведения написаны неизвестным фламандским художником. Выполненные в стиле ню
Ню – жанр искусства, в центре внимания которого находится эстетика обнаженного человеческого тела. Название жанра – ню – сокращение от французского слова nudité — «нагота, обнажённость». Читать дальше
, фигуры на вертикальных панно изображали занятия и склонности барона де Броуэра. Так, "Юриспруденция" представляла профессию барона, "Флора" - его любовь к природе, "Искусство" отражало расположенность к покровительству художникам и скульпторам, а панно "Свет", на котором женщина держит факел, аллегорически олицетворяла промышленные интересы де Броуэра.

1.1. Зинаида Серебрякова. "Свет". 1936-37гг
1.2. Зинаида Серебрякова. "Искусство". 1936-37гг

После окончания работ над панно Зинаида Серебрякова послала фотографии произведений своему брату, Евгению Лансере. В ответном письме Лансере так отозвался о работе талантливой сестры: «...Так они мне понравились. У тебя есть именно то, чего нет вокруг: помимо выдумки, то, что называют композицией. Они хороши в своей простоте исполнения, завершенности формы, поэтому монументальны и декоративны помимо сюжета и размера. Ты так широко, связно, цельно понимаешь (в смысле передачи) форму предметов. Самою складною мне кажется “Юриспруденция”. Это панно особенно нарядно и богато заполнено. При своей простоте, скупости, так сказать, украшений, атрибутов. Завидую тебе, что ты так просто, так гибко, широко и законченно умеешь передавать тело». 

1.1. Зинаида Серебрякова. "Юриспруденция". 1936-37гг
1.2. Зинаида Серебрякова. "Флора". 1936-37гг

Интересно, что два панно работы Серебряковой - та самая "Юриспруденция" и "Флора", - выставлялись на торгах в Лондоне весной 2012 года. Аукционный дом Bonhams тогда сделал большую ставку на эти лоты: каждый был оценен в сумму около 1,5 млн долларов. Однако публика не проявила интерес к этим работам, и на аукционе они проданы не были.




Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Бретань. Городок Пон-л"Аббе. Порт
Бретань. Городок Пон-л"Аббе. Порт
1934, 71×91 см

В состав экспозиции планируют включить лучшие произведения из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Музея семьи Бенуа в Петергофе, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Нижегородского государственного художественного музея и Национального художественного музея Республики Беларусь. Москвичии и гости столицы также увидят работы художницы из Фонда Зинаиды Серебряковой (Париж) и частных коллекций Москвы, Санкт-Петербурга, Парижа и Лондона. Словом, выставка обещает быть очень интересной! 
Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Девочки-сильфиды (Балет "Шопениана")
Девочки-сильфиды (Балет "Шопениана")
1924, 82×103 см

Выставка "Зинаида Серебрякова" в Государственной Третьяковской галерее
пройдет с 4 апреля по 30 июля 2017 года


Титульная иллюстрация: Зинаида Серебрякова. Автопортрет в шарфе (фрагмент). 1911. Собрание ГМИИ им.Пушкина