В Париже проходит крупнейшая выставка Жоржа Брака (Georges Braque, 1882 – 1963). Истинный «отец» кубизма, говоривший «Живопись является гвоздем, на который я прикрепляю свои идеи» - настоящий «гвоздь программы» культурного сезона столицы Франции.


Настоящий эстет в Париже не ограничится Лувром, Бобуром и музеем Д’Орсе. Истинный шик - посетить престижный Гран Пале (Grand Palais - Большой дворец) в час «хитовой» выставки. По всему городу развешены афиши – смотрите, «Птицы» Жоржа Брака летят! Грандиозная экспозиция художника, которая продлится до января 2014 г., приурочена к полувековой годовщине его смерти. 260 работ собраны из частных коллекций и музеев более 20 стран мира – кураторы гордятся столь внушительным представительством. Выставка подает Брака не в строгой классификации стилей (импрессионизм, фовизм
Фовизм считается самым первым авангардным стилем ХХ века. Свое название это направление получило в 1905 году и просуществовало всего пару лет, после чего художники, называвшие себя фовистами, углубились каждый в свои творческие изыскания. Самые яркие представители этого стиля – Анри МатиссАндре Дерен и Морис де Вламинк. Читать дальше
, кубизм
Кубизм (фр. cubisme) - узнаваемый стиль, который зародился в начале XX века, и многие его приемы востребованы до сих пор. Характерны: прямое использование геометрических форм, узкий круг сюжетов (портреты, натюрморты или здания), деформации, угловатость, полное отсутствие реалистичности. Форма здесь важнее цвета.
Читать дальше
, изобретенные им коллажи), а в согласии с линией жизни художника.

Есть на ней и «узловые моменты» - например, встреча в 1907 г. в Париже с Паболо Пикассо. Изобретая новое слово в живописи – кубизм
Кубизм (фр. cubisme) - узнаваемый стиль, который зародился в начале XX века, и многие его приемы востребованы до сих пор. Характерны: прямое использование геометрических форм, узкий круг сюжетов (портреты, натюрморты или здания), деформации, угловатость, полное отсутствие реалистичности. Форма здесь важнее цвета.
Читать дальше
, «мы были как альпинисты, штурмующие одну вершину и идущие на этот штурм в одной связке», – цитирует Брака куратор выставки Брижитт Леаль. Одна из задач экспозиции – показать и доказать, что первым в той «связке» шел все-таки Жорж Брак, а не его более прославленный коллега.


Матисс впервые употребил слово «кубики», глядя на работу Брака, а критик Луи Воксель образовал от этого слова «кубизм».




Именно этому стилю в творчестве художника уделяется больше всего внимания на выставке. «Зритель - французский и зарубежный - увидит работы художника, о важности творческого пути которого он и не подозревал, и наверняка сделает для себя немало удивительных открытий. Жорж Брак изменил искусство XX века» - говорит Жан-Поль Клузель (Jean-Paul Cluzel), Президент французского государственного музейного объединения.

Что ж, публика действительно «широкая»: очередь «на Брака» порой тянется от Елисейских Полей, ведь подобной выставки творца Париж не видел с 1973 года! И у нее есть все шансы «побить» рекорд все того же Пикассо, выставку которого в 2009 г. посетило 780 тыс. человек. Вас пугает очередь? Тогда отведайте пирожное Art Tea-Time Braque, украшенные «браковскими» птицами от шеф-кондитера отеля Shangri-La Франсуа Перре. Специальное предложение: вкусил сладкого Брака – получай билет «вне очереди»! И это отнюдь не варварская проза: как сказал как-то сам Брак, «с возрастом искусство и жизнь становится единым». И начал рисовать птиц.


"Чувства деформируют, рассудок формирует" - Жорж Брак



Жорж Брак - «Большая обнаженная» (1908)
Эту и другие культовые картины мастера можно увидеть в Париже на крупнейшей выставке его работ (до января 2014 г.)