У Пабло Пикассо было множество муз, но выставка в Национальном музее художника в Париже фокусируется только на первой женщине, которой он сказал: «Согласен». Экспозиция «Ольга Пикассо» – это обзор работ, созданных с 1917-го по 1935 год, когда мастер был женат на балерине Ольге Хохловой. Более 350 картин, рисунков, документов и фотографий воссоздают хронику его творчества в эти годы.

Пикассо влюблялся неистово, ценил своих пассий как источник вдохновения и в каждой избраннице видел богиню — но только некоторое время.



Пабло Пикассо. Ольга Хохлова в мантилье
Ольга Хохлова в мантилье
1917, 64×53 см


Ольга Хохлова родилась в 1891 году в семье военного в украинском городе Нежин, который тогда располагался на территории Российской империи. В 1912 году она поступила в престижную труппу «Русский балет» Сергея Дягилева.

Весной 1917 года в Риме танцовщица познакомилась с Пабло Пикассо, который по приглашению Жана Кокто создавал декорации и костюмы для балета «Парад» на музыку Эрика Сати. 12 июля 1918 года пара венчалась в православной церкви на улице Дарю в Париже. Свидетелями были Жан Кокто, Макс Жакоб и Гийом Аполлинер.



Слева: Пабло Пикассо, "Ольга Хохлова в мантилье" (1917). Музей Пикассо, Малага

«Пикассо, казалось бы, остепенился, созрел для роли главы семьи, желал угодить жене настолько, что приобщился к буржуазному бытовому укладу и даже изменил свою живописную манеру на понятную ей реалистическую»,  - о жёнах, любовницах и детях Пикассо читайте в нашем отдельном материале из трёх частей. Ольге Хохловой посвящён первый раздел, «Династия Пикассо, часть I: «яблочки от яблони»»


Пабло Пикассо. Художник и его модель
Художник и его модель
1926, 172×256 см
Пабло Пикассо. Читающая женщина
Читающая женщина
1920, 100×81.2 см
Ольга стала идеальной моделью в «классический» период Пикассо. Сначала художник изображал её тонкими, элегантными линиями, в которых заметно влияние Энгра. Она часто предстаёт перед нами в моменты меланхолии, читающей или пишущей.

Без сомнений, это намёк на переписку с семьёй, которая переживала трагический момент истории. Российская империя сильно пострадала в Первой мировой войне, потеряв на фронте более двух миллионов солдат. В стране разразился сильнейший экономический и продовольственный кризис.

Этот хаос отразился и на родных Хохловой: семья потеряла свой социальный статус, отец исчез, и, наконец, переписка прервалась.

Слева: Пабло Пикассо, "Читающая женщина" (1920). Музей Гренобля
Пабло Пикассо. Ольга в задумчивости
Ольга в задумчивости
1923, 105×74 см

Примерно в тот же период Пикассо получил первое признание как художник. После рождения сына Пауло (или Поля) 4 февраля 1921 года Ольга вдохновила мужа на бесчисленные работы на тему материнства, излучающие мягкость и невинность. Семейные сцены и портреты мальчика отображают безмятежное счастье, а художник обращается к античности и Ренессансу, которые открыл в Италии и разрабатывал летом 1921 года во время пребывания семьи в Фонтенбло.
Пабло Пикассо. Мать и дитя на берегу моря
Мать и дитя на берегу моря
1921, 142.9×172.7 см
Пабло Пикассо. Обнаженная в красном кресле
Обнаженная в красном кресле
1929, 195×129 см



Однако фигура Ольги трансформировалась после встречи Пикассо с 17-летней Мари-Терезой Вальтер, которая стала его любовницей. На картине «Обнажённая в красном кресле», написанной в 1929 году, Хохлова не воплощает ничего, кроме боли и сожаления; это отражает глубокий кризис в отношениях пары.

Супруги окончательно расстаются в 1935 году, когда художник временно прекращает создавать картины. Однако формально пара оставалась в браке до смерти Ольги в 1955 году.






Слева: Пабло Пикассо, "Обнажённая в красном кресле" (1929). Музей Пикассо, Париж
Пабло Пикассо. Коррида
Коррида
1935, 17.3×25.8 см

Выставка «Ольга Пикассо» в Национальном музее Пикассо в Париже вновь обращается к этим совместно прожитым годам. Большая подборка картин, рисунков, письменных свидетельств, личных вещей и фотоархив демонстрирует, как чувства Пикассо по отношению к супруге и музе менялись на протяжении многих лет. Здесь же раскрыты другие темы, занимавшие художника в то время.

Экспозиция, разместившаяся на двух этажах музея общей площадью около 760 кв. м, будет работать до 3 сентября. В октябре 2018 она переедет в Москву - в ГМИИ им. А.С. Пушкина.



По материалам официального сайта Национального музея Пикассо в Париже и news.artnet.com