В пражской Национальной галерее 17 марта 2017 открылась выставка произведений китайского художника-концептуалиста Ай Вэйвэя, посвященная вынужденным мигрантам. Центральный объект экспозиции "Закон путешествия"  - 70-метровая лодка и более 300 крупных безликих фигур, а сам художник, - один из самых значительных современных творцов в мире, - говорит о том, что "не существует кризиса беженцев, а только кризис человечности".

Черные безликие фигуры в лодке и на спасательных кругах - объекты новой инсталляции Ай Вэйвэя отражают глубокую человеческую трагедию, которую пережили тысячи людей, вынужденных покинуть свои родные дома в надежде сохранить жизни - свои и своих детей.
Выставка "Закон путешествия" («Law of the Journey») - не первая экспозиция современного художника в пражской Национальной галерее: в феврале 2016 года здесь экспонировалась серия скульптур «Круг животных / Головы Зодиака», на открытии которой присутствовал сам автор. Тогда в знак поддержки сирийских беженцев Ай обернул головы животных защитной золотой плёнкой: она символизировала одеяла для защиты от гипотермии, которые использовали беженцы, прибывающие на греческий остров Лесбос.
Фото: Helena Fikerová
Источник фото: ryb.ru

Прага стала первым городом в Центральной и Восточной Европе, где представлена новая экспозиция художника "Закон путешествия". Место ее размещения - Национальная галерея - очень символично: в 1928 году здесь располагался Дворец выставок, который в 1939-1941 годах служил сборным пунктом для евреев перед их депортацией в концентрационный лагерь в Терезине.

"Не существует кризиса беженцев, а только кризис человечности… В отношении к беженцам мы потеряли наши базовые ценности" - комментирует свою выставку Ай Вэйвэй и продолжает: "В нынешнее время неопределенности мы нуждаемся в большей терпимости, сострадании и доверии друг к другу, поскольку все мы едины. В противном случае человечество столкнется с еще большим кризисом".


Ай Вэйвэй (1957) - самый известный современный художник Китая и один из самых значительных художников мира. Его новаторские и провокационные работы принесли ему широкое международное признание, а также сделали Ай Вэйвэя врагом китайского правительства, которое он часто открыто критиковал. В 1970-е годы он стал частью влиятельного китайского авангардистского общества «Звезды» (Xingxing). В 1981 году Ай эмигрировал в США и поселился в Нью-Йорке. Здесь он познакомился с работами Марселя Дюшана, Энди Уорхола и Джаспера Джонса, которые сформировали его художественные мировоззрения, интерес к масштабной скульптуре, коммерческим изображениям и концептуальному искусству.

Ай Вэйвэй на открытии выставки "Закон путешествия".
Фото: Tereza Křenová

Будучи сам беженцем, в последние два года Ай почти полностью сосредоточился на защите прав беженцев и документировании их трагического состояния. Гуманитарный кризис стал особенно тяжелым в 2015 году, когда приток беженцев в Европу из Сирии и других стран резко увеличился. Во время своих посещений лагерей беженцев на греческом острове Лесбос Ай Вэйвэй задумал ряд художественных проектов, посвященных современной глобальной одиссее; параллельно он снимал документальный фильм «Человеческий поток», премьера которого состоится в нынешнем году. 

"Необычную инсталляцию наблюдают посетители дворца Бельведер в Вене. В парковом пруду в стиле барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
Читать дальше
плавает тысяча с лишним спасательных жилетов. Они принадлежали беженцам с Ближнего Востока и были собраны китайским художником Ай Вэйвэем на острове Лесбос..." - об инсталляции художника «F. Лотос» (2016 г.) рассказывает наш отдельный материал.




1.1. Процесс установки инсталляции
1.2. в Праге. Фото: ngprague.cz
Фото: Agencia EFE (источник: http://jaquealarte.com)


Инсталляцию «Закон путешествия» можно назвать многослойным глобальным заявлением Ай Вэйвэя, выражением сочувствия и нравственной заботы перед лицом непрерывного, неконтролируемого разрушения. "Закон путешествия" - это призыв к действию, осуждение невежества и слепоты политиков и бюрократов. 
Инсталляция «Прачечная» (Laundromat) впервые была представлена публике в нью-йоркской галерее Deitch Projects в ноябре 2016 года. Ай Вэйвэй собрал и скомпоновал 2046 предметов одежды беженцев, изгнанных из лагеря на греко-македонской границе, визуализировав таким образом масштабность этой проблемы. 
Фото: Tereza Křenová
Работа Ай Вэйвэя Snake Ceiling (2009) на экспозиции в Art Gallery of Otnario.
Фото: partnersinart.ca

Также на выставке экспонируются более ранние работы художника: Laundromat (2016), With Flowers (2013–2015), скульптура Traveling Light (2007), а также инсталляция Snake Ceiling (2009) - по сути, передвижной памятник, который Ай Вэйвэй посвятил пяти тысячам школьников, погибшим во время мощного землетрясения в китайской провинции Сычуань в 2008 году. Тогда художник организовал гражданское расследование, чтобы выявить имя каждого погибшего ребенка; это привело Ай Вэйвэя к постоянным конфликтам с китайскими властями, кульминацией которых стал его арест и тайное содержание под стражей в 2011 году.

В связи с инсталляцией китайского художника приводят следующие официальные данные: с 2015 года Средиземное море на пути в Европу пересекли более 1,5 миллиона человек.

Историю о том, как Ай Вэйвэй превратил в выставочное пространство американскую тюрьму строгого режима Алькатрас, читайте в нашем иллюстрированном материале здесь



Выставка Ай Вейвея "Закон путешествия" в пражской Национальной галерее работает
до 7 января 2018 года.


Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Титульная иллюстрация и фото материала: страница пражской Национальной галереи в социальной сети Фейсбук. 
По материалам пресс-релиза Национальной галереи (Прага).