22 – 27 марта в Париже работал XXVI Salon du dessin – Салон рисунка, главная международная ярмарка графики и рисунка. Мероприятие крупное и интересное само по себе, а также показательное для нынешнего арт-рынка. Рассказываем о сенсациях, тенденциях, спросе, коллекционировании, ценах на СиньякаФрагонара,  да Винчи и не только.



По словам президента мероприятия Луи де Бейзе (Louis de Bayser, на фото), Salon du dessin - не просто крупнейший, но и вовсе единственный в мире специализированный салон рисунка. Учредили ярмарку в 1991 году антиквары, изначально – как выставку-продажу произведений старых мастеров. Но впоследствии временные и географические границы Салона расширились.





В 2017 году на Салоне были представлены 39 галерей из разных стран, причем около 15 % работ созданы во второй половине прошлого века и в веке нынешнем.


Небольшой прирост количества публики по сравнению с прошлым годом, 13 000 визитеров за 6 дней и более тысячи представленных рисунков – Салон прошел успешно. Больше, чем когда-либо, публики привлекли предпоказы, также среди особенностей мероприятия этого года – то, что галеристы представили больше рисунков XX века.
Джилл Ньюхаус (Jill Newhouse), специализирующийся на рисунках уже 30 лет, продал работу Альберто Джакометти 1951 года за 75 тыс. евро (рисунок карандашом и чернилами на печатной странице, 229x152 мм). Напомним, культовый скульптор предстает и как художник на обширных ретроспективах: после успеха экспозиции Джакометти в Национальной портретной галерее в Лондоне выставку с 10 мая принимает Tate Modern.
Энди Уорхол: не только суп!

"Двое мужчин в лодке", рисунок на бумаге 1955 года (72,5 x 57 см, чернила, темпера
Темпера (от лат. temperare – смешивать краски) – краски на основе натуральной (растительный сок, казеин, яичный желток) или синтетической (полимеры) эмульсии, которые изготавливают из сухих пигментов (натуральных либо же искусственных). Темперные краски изобрели задолго до масляных. Гробницы египетских фараонов украшают узоры, выполненные темперой. Не случайно её называют самым долговечным художественным материалом. Творцы используют его уже 3 тысячи лет. В России темперой писали до ХVII века.
Читать дальше
, анилиновые красители)
Рисунки бывают весьма масштабными. Стенд Galeriie Vincent Lеcuyer







Работа гения XX века - "Мадонна с младенцем" Сальвадора Дали (1958, гуашь
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
Читать дальше
, смешанная техника, 14,3 x 11,5 см, рисунок на бумаге представила Galerie des Modernes).

В интервью The Art Newspaper Russia Луи де Бейзе  - руководитель ярмарки и один из самых уважаемых специалистов по графике, - рассказал о различных особенностях этого сегмента арт-рынка в целом и Салона в столице Франции – в частности.

* Самые востребованные рисунки – старинные (XVI – XIX веков). Один из решающих критериев при покупке – состояние работы. Рисунку «позволяется быть старым, пожелтевшим, но повреждений быть не должно. Не все рисунки подлежат реставрации».

* С одной стороны, считается, что графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
стоит дешевле и даже «большие имена» более доступны по ценам (по сравнению с живописью тех же мастеров) для коллекционеров. С другой - шансов увлечься собирательством именно рисунков и научиться хорошо разбираться в них не так много по сравнению с живописью или скульптурой: хрупкая графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
в музеях не на виду, ее показывают довольно редко.

* О ценах можно судить по тому, что на нынешнем Салоне их диапазон был от трех тысяч до полумиллиона евро (за некоторые рисунки мастеров прошлого и позапрошлого века запрашивали от 300 евро – прим. ред.). Правда, в этом промежутке уместилось все разнообразие представленных произведений – от самых редких работ итальянцев начала XVI века до свежайших акварелей китайских авторов.
"Персонажи в костюмах" Аурелио Краффонара (Aurelio Craffonara, 1875-1945) предлагались к продаже за 300 евро

Цены для музеев и для частных покупателей - коллекционеров одинаковы, - уверяют организаторы Салона рисунка


Натали Мотте – Масселинк (Nathalie Motte-Masselink) продала рисунок «Голова женщины» авторства Франса Ван дер Мийна (Frans van der Mijn) за 5 тыс. евро. Его приобрела Джейн Тернер (Jane Turner), куратор Рейксмузеума: она предполагает, что эта работа – подготовительная к картине, имеющейся в коллекции музея (на иллюстрации - работа маслом из музея, 1756 г.).
Галерея Mathieu Neouze в первый же день Салона продала 11 рисунков, среди которых - потрет работы Карлоса Швабе (Carlos Schwabe) Марии Швабе, 7-летней дочери художника (1907 г.). Его изначальная оценка - между 15 и 20 тыс. евро.
Почти "фентези": та же галерея представила акварельную "Феерию" Адольфа Алкана (Аdolphe Alcan) 1872 года размером 12 x 32,5 см
Jean-Luc Baroni продал два рисунка Джованни Батиста Пиранези, рисунок Риберы, еще один – молодого человека, одевающего гротескную маску, - авторства Пармиджанино и рисунок углем обнаженного мужчины работы Дега.




Иллюстрация: работа Пармиджанино (1503-1540). Похожая работа имеется в коллекции Лувра.

По данным Challenges Magazine, каждое пятое произведение искусства, проданное на аукционах в настоящее время, является рисунком.


Galerie de la Prеsidence представила отличную коллекцию работ Синьяка ( его «Гавань Ля Рошель», Harbour of La Rochelle, 1924) была продана за 80 тыс. евро. Иллюстрация - одна из представленных работ Поля Синьяка.
Стенд Galerie de la Prеsidence

* Что касается приобретения с целью инвестирования, то «в цене всегда большие художники, тут не проиграешь». Например, XIX век — это Эжен Делакруа, Теодор ЖерикоЖан-Огюст-Доминик Энгр или Жан-Франсуа Милле. Луи де Бейзе подчеркивает, что рисунков этих авторов на рынке немного, продаются они редко, поэтому новые коллекционеры будут более щедрыми при покупке: «Надежное вложение».










Редкий рисунок Энгра ("Святой Франциск Ассизийский, 1842) представила Galerie de Bayser. Запрашиваемая цена - 40 тыс. евро.

* «Надежность» – этим словом специалист характеризует и рынок рисунка в целом. Глава Salon du dessin отмечает, что этот рынок – «надежный и спокойный».

* В последние годы существенно изменился статус рисунка в восприятии ценителей. Как говорит Луи де Бейзе, рисунок «набрал вес, вырос в цене» (в ряде изданий приводят и цифру: рост в цене рисунка в среднем за десятилетие в семь раз - прим. ред.). Чаще всего коллекционеры охотятся на конкретные произведения.
Галерея Marty de Cambiare "мгновенно" продала важный рисунок Джузеппе Чезари (по прозванию Кавалер д’Арпино - Cavaliere d’Arpino, работа 402 x 272 мм) за "несколько тысяч евро".


* Главными покупателями – по крайней мере, на парижских Салонах – их руководитель называет американских коллекционеров и музеи. «Дальше — европейцы, в частности – французы. Мы исторически связаны с рисунком: французы коллекционируют графику с XVII века, и, к счастью, эта традиция до сих пор жива. Из Великобритании и Швейцарии есть важные коллекционеры. Двое китайских коллекционеров, которые приезжают из года в год, но они, скорее, исключение», – рассказывает Луи де Бейзе.

* Много интересных работ «по-прежнему прячется по домам». Во Франции, когда человек умирает и идет речь о наследстве, в жилище первым приходит комиссар-призер (работает вместе с нотариусом) и оценивает, есть ли что-то интересное. «И вот в этот момент, как правило, и случаются самые замечательные находки», – отмечает специалист.
Стенд Galerie Brame & Lorenceau


Яркий пример – сенсация, связанная с обнаружением рисунка великого Леонардо да Винчи. Работа находилась в коробках с хламом в доме у французского врача


«Этот господин (его имя не разглашается), – рассказывает Луи де Бейзе, – вышел на пенсию и решил наконец-то разобраться с накопленным семейным хламом. Найденную коробку со старыми рисунками привез в аукционный дом Tajan, с которым сотрудничает наша галерея. Увидев этот лист с изображением святого Себастьяна, мы сразу поняли, что перед нами шедевр, предположительно – Леонардо. Обратились к экспертам, они подтвердили наши догадки. Рисунок датируется 1482–1485 годами. Его оценили в 15 миллионов евро».
 






Рисунок с изображением мук святого Себастьяна, приписанный Леонардо да Винчи. Фото: Tajan






Судьба этого произведения пока не определена: по французским законам у государственных музеев есть 30 месяцев на его приобретение «по справедливой рыночной цене» (Артхив об этом писал – прим. ред). «Сейчас ведутся эксклюзивные переговоры с Tajan. Если не договорятся, то есть несколько вариантов. Один из них — продажа с молотка», – пояснил президент Салона.

* В целом за несколько десятилетий рынок рисунка изменился «до неузнаваемости». Если некогда у каждого серьезного коллекционера был персональный маршан, то теперь, по словам президента Салона, «все покупают у всех и делают это не в галереях, а на салонах и ярмарках; все стало происходить гораздо быстрее».
Галерея Helene Bailly реализовала работу "Карнавал в Ницце" Анри де Тулуз-Лотрека (запрашиваемая цена - между 200 и 250 тыс. евро), а также рисунок Пикассо "Спящий страж" (100 - 150 тыс. евро).

Иллюстрация: Пабло Пикассо. "Стоящая обнаженная женщина и сидящий мужчина", 1969 г., подписанный художником рисунок чернилами размером 31,4 x 44,5 см
Замечательную работу Гюстава Моро (Gustave Moreau, Le poete persan", 1886) представила галерея Talabardon et Gautier. Цена соответствует: 500-600 тыс. евро

Традиционно во время Салона рисунка прошли тематические выставки

Таковых было две. Первая экспозиция, устроенная совместно со Школой изящных искусств, была составлена из рисунков разных эпох, которые были куплены музеем на Салоне за последние десять лет. Среди мастеров - Жан-Батист Грез, Эжен Делакруа...

Вторая выставка - благотворительная: в мае 2016 года Музей Жироде в парижском пригороде Монтаржи сильно пострадал из-за наводнения. Часть рисунков была утрачена, многие уцелевшие нуждаются в реставрации: стоимость реставрации одного рисунка (в зависимости от степени повреждения) - от 300 до 2 тыс. евро. Примечательно то, что именно рисунок художника, ученика Давида Энн-Луи Жироде де Русси-Триосон стал основой для афиши Салона рисунка 2017 года.

Среди акцентов выставки - рисунок 1806 г. Жироде из подготовительной серии к знаменитой "Сцене во время Всемирного потопа" (1810, находится в Лувре). Именно эта работа, вдохновленная Микеланджело, позволила ученику выйти из тени учителя, Давида.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Публикацию подготовила Ася Рысевич. По материалам официального пресс-релиза, указанной публикации theartnewspaper, страницы мероприятия в фейсбуке (включая фото экспозиций), обзора artdaily, собственных публикаций Артхива. Титульная иллюстрация - рисунок, представленный на выставке в рамках Салона: Жан-Баптист Грез (1725-1805), музей Еcole nationale supеrieure des Beaux-Arts (Париж)