«Матисс в студии» – первая крупная международная выставка, исследующая роль, которую сыграли в творчестве художника предметы из его личной коллекции. Беспрецедентную возможность увидеть объекты, хранившиеся в мастерской, и сравнить с их с воплощениями на полотнах, в рисунках и скульптурах предоставляет Музей изящных искусств в Бостоне.

В 1951 году Анри Матисс назвал эти предметы актёрами: «Хороший актёр может участвовать в десяти разных пьесах; объект же может сыграть роль в десяти различных картинах».



Анри Матисс. Интерьер с этрусской вазой
Интерьер с этрусской вазой
1940, 102.2×129.5 см

«Я всегда старался, - писал Матисс, - скрывать свои усилия и хотел, чтобы в моих работах была лёгкость и радость весны». Он достиг этой цели в полотне "Интерьер с этрусской вазой", созданном в Ницце в первые месяцы Второй мировой войны. Позади женщины висит узорчатый гобелен, а окно справа занавешено чёрным полотном. Стол из светлого дерева передан чёрным и зелёным цветами, что превращает его в декоративную форму, закрепляющей центр композиции.


Анри Матисс. Интерьер с египетской занавеской
Интерьер с египетской занавеской
1948, 116.2×89.2 см

Выставка «Матисс в студии» состоит из 34-х картин, 26-ти рисунков, 11-ти бронзовых скульптур, семи аппликаций, трёх гравюр и одной иллюстрированной книги. Рядом расположены 39 объектов, которые художник хранил в своих мастерских. Многие из них предоставлены Музеем Матисса в Ницце и частными коллекционерами, и впервые выставляются на публику за пределами Франции.

Среди них – серебряный кувшин для какао, подаренный на свадьбу, андалузская ваза, купленная во время поездки в Испанию в 1910 – 1911 годах, а также текстиль, скульптуры и различные маски, – исламские, азиатские и африканские – которыми восхищался Матисс.



Слева: Анри Матисс, "Интерьер с египетской занавеской" (1948). Собрание Филлипса, Вашингтон

Анри Матисс (1869 – 1954) – один из величайших художников 20-го века, известный своим необычным подходом к цвету и композиции. Он родился в Северной Франции, учился в Париже и в течение своей долгой карьеры часто переезжал с места на место. Вместе с ним из студии в студию путешествовала и личная коллекция предметов. В конце концов, мастер осел в Ницце на юге Франции.

«Многим ли удаётся изобразить лики счастья посредством хоть какого искусства, при этом не скатываясь в слащавость? А Матисс сумел. Ницца, любовь к которой французский художник сохранит на всю жизнь, увековечена сияющим цветом и светом, синевой бездонного неба и бесконечными и знаменитыми «открытыми окнами»», – развёрнутую биографию Анри Матисса читайте тут


Анри Картье-Брессон, "Матисс дома перед египетской занавеской" (1944). Вилла "Грёза", Ванс


Широко признано огромное влияние Матисса на современное искусство. А вот его постоянный интерес к культурам за пределами французской традиции, в которой он воспитывался, изучен мало.



«Выставка рассказывает историю пожизненного увлечения Матисса африканской, североафриканской и азиатской культурами. Зрители увидят мастера в новом свете, ведь эти художественные заимствования поднимают актуальные вопросы о том, как мы относимся к культурным различиям сейчас», – говорят кураторы выставки «Матисс в студии».
Анри Матисс. Ваза с цветами
Ваза с цветами
1924, 60.6×73.7 см

Антропоморфная ваза занимает центральное место в натюрмортах «Ваза с цветами» (1924) из коллекции Музея изящных искусств в Бостоне и «Кустовые розы напротив окна» (1925) из частной коллекции. В обеих картинах Матисс тщательно воссоздал физические свойства вазы, но несколько изменил её форму и цвет.


Анри Матисс. Кустовые розы напротив окна
Кустовые розы напротив окна
1925, 80×65 см

Матисс утверждал, что изображал не столько предметы, сколько эмоции, которые они в нём вызывали


Анри Матисс. Букет цветов в кувшине для какао
Букет цветов в кувшине для какао
1902, 64×46 см

Чтобы передать все идеи и вдохновение, которые художник черпал в своей коллекции, экспозиция разделена на пять тематических секций: «Объект – это актёр», «Ню и африканское искусство», «Лицо», «Студия как театр» и «Основные формы».

Слева: серебряный кувшин для какао или шоколада был подарен на свадьбу Матисса и Амели Парейр в 1898 году. Сейчас сам предмет находится в музее художника в Ницце, но его можно увидеть на многочисленных натюрмортах и рисунках. Например, это «Букет цветов в кувшине для какао» (1902) из коллекции Музея Пикассо в Париже. Картину в 1939 году купил Пабло Пикассо – друг и арт-соперник Матисса.

Выставка организована Музеем изящных искусств в Бостоне совместно с лондонской Королевской академией и Музеем Матисса в Ницце. В США она будет работать до 9 июля, а затем пересечёт океан и предстанет перед публикой в британской столице с 5 августа по 12 ноября.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта Музея изящных искусств Бостона и artdaily.com. Главная иллюстрация: Анри Матисс, фрагмент картины "Пурпурный халат и анемоны" (1937)