Музей Орсе готовится дать старт уникальной ретроспективе, которую в прессе уже назвали «несомненным блокбастером». Выставка «Портреты Сезанна» впервые в истории соберёт в одном показе свыше 50 полотен французского постимпрессиониста – четверть всего, что он написал в этом жанре. Вслед за Парижем экспозицию примут ещё две мировые столицы – Лондон и Вашингтон.

Поль Сезанн создал около 200 портретов (в том числе, 26 собственных и 29 — своей жены Гортензии), но до сих пор им уделялось очень мало внимания. Теперь зрители смогут увидеть полотна, собранные из музеев Франции, США, Дании, Бразилии, Японии и России.



Поль Сезанн. Автопортрет в котелке
Автопортрет в котелке
1886, 44×36 см
Поль Сезанн (1839 – 1906) широко известен как один из самых влиятельных художников XIX века. Традиционно его относят к постимпрессионистам, но его уникальный метод выстраивания форм, работа с цветом и аналитический подход к природе повлияли на искусство кубистов, фовистов и последующих поколений авангардистов. Матисс и Пикассо называли Сезанна «нашим общим отцом». 

«Сезанн хотел, чтобы его модели были такими же неподвижными, как яблоки, и мечтал когда-нибудь удивить весь Париж яблоком. Главной задачей Сезанн всегда считал постичь суть формы предмета — делать это гораздо надёжней и эффективней, когда предмет не отвлекает художника суетливостью и сменой позы», – более подробную биографию художника читайте тут

Слева: Поль Сезанн, "Автопортрет в котелке" (1885 – 1886). Новая глиптотека Карлсберга

Ретроспектива изучает живописные и тематические особенности портретов Сезанна, в том числе – несколько версий одного и того же субъекта. Экспозиция будет выстроена по хронологии, чтобы зритель увидел изменения стиля и метода художника, его понимание сходства и идентичности. Работы будут варьироваться от замечательных портретов Доминика, дяди Сезанна, датируемых 1860-ми годами, вплоть до последних изображений Валье, который помогал художнику в его саду и в студии незадолго до смерти живописца в 1906 году.

1.1. Поль Сезанн, "Дядя Доминик (Адвокат)", 1866. Собрание Музея Орсе, Париж
1.2. Поль Сезанн, "Садовник Валье" (1906). Национальная галерея искусств, Вашингтон

Изучая его портреты, мы, конечно, имеем дело с самым личным, а, следовательно, и самым человечным аспектом искусства французского мастера.


Поль Сезанн. Мальчик в красном жилете
Мальчик в красном жилете
1890, 89.5×72.4 см
«Лицом» ретроспективы станет портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
«Мальчик в красном жилете» (1890) из собрания Национальной галереи искусств в Вашингтоне. В нём удивительно сочетаются новаторство Сезанна и его восхищение прошлым. Многим искусствоведам поза мальчика напоминает вялую элегантность портретов XVI века. Это отсылка к ранним годам Сезанна, который копировал картины старых мастеров в Лувре.

С другой стороны, этот портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
можно рассматривать как самостоятельное существование формы и цвета. Обратите внимание на краски, использованные на руках и лице: эти зелёные и розовато-лиловые оттенки не имеют ничего общего с человеческой кожей. Фон из углов и плавных дуг, от которого вот-вот закружится голова, сначала трудно «прочитать» как драпировки и спинку стула. Он, скорее, дробит пространство, а не определяет его. Картины, подобные этой, предвосхитили работы кубистов Жоржа Брака и Пабло Пикассо.

Один известный критик написал: «Искусство Сезанна находится между старым типом картин, верных поразительному или прекрасному объекту, и современной «абстрактной» живописью с её движущейся гармонией цветовых штрихов, представляющих ничто».



Помимо этой картины особый интерес представляют «Автопортрет в котелке» (1885 – 1886) из Новой глиптотеки Карлсберга (Копенгаген) и «Мадам Сезанн в жёлтом кресле», предоставленный чикагским Институтом искусств.

Сезанн написал четыре портрета своей жены на одном и том же жёлтом стуле, обитом дамастом. Похоже, все картины были созданы за очень короткий период. На всех полотнах Гортензия (Мари-Ортанс) Сезанн сидит в одинаковой позе, а весь реквизит сводится к стулу и стене позади. Классическое спокойствие работ сочетается с некоторой буржуазной простотой. Сезанн отказывается делать даже намёк на моду: его жена не носит шляп и украшений, а стул такого типа можно было найти во французских домах среднего класса с XVII по XIX века.
Поль Сезанн. Мадам Сезанн в жёлтом кресле
Мадам Сезанн в жёлтом кресле
1890, 80.9×64.9 см

Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
мадам Сезанн много говорит о напряжённости между супругами. Женщина на этой картине, судя по всему, переносит тяготы жены и модели с величайшим терпением, граничащим с безразличием. Её лицо напоминает маску, волосы стянуты в узел, губы плотно сжаты. Тем не менее, она словно двигает руками, что противоречит кажущемуся спокойствию её позы.

Исполнение портрета у Сезанна связано с теми же требованиями, что и натюрморта: структура фигуры, отчётливость формы и отношения между ними, гармонизация цвета при построении композиции – всё это подвергается тщательному рассмотрению. В портретах «Мадам Сезанн в жёлтом кресле» художник, по-видимому, экспериментировал с тремя основными цветами: красным (платье), жёлтым (стул) и синим (стена). На каждом полотне лицо женщины передано множеством оттенков, но фиолетово-красный, жёлтый и синий сливаются в маленькие пятна вокруг рта.



Поль Сезанн. Портрет Поля, сына художника
Портрет Поля, сына художника
1890, 65.3×54 см

Выставка «Портреты Сезанна» в Музее Орсе откроется 13 июня и завершится 24 сентября 2017 года. После этого она переедет в лондонскую Национальную портретную галерею (26 октября 2017 – 11 февраля 2018), а затем в Национальную галерею искусств в Вашингтоне (25 марта – 1 июля 2018).



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официальных сайтов упомянутых галерей