Захватывающее открытие сделал Городской музей (Стеделик) в Амстердаме, где хранится крупнейшая за пределами России коллекция работ Казимира Малевича. Во время инвентаризации Коллекции Харджиева был найден ранее неизвестный набросок к культовой картине Малевича «Англичанин в Москве» (1914). Это полотно является одной из жемчужин в собрании галереи.

«Коллекцией Харджиева» называется собрание российского авангарда и историческая художественная библиотека, принадлежавшие русскому литературоведу Николаю Харджиеву (1903 – 1996). В Стеделике они размещаются с 1998 года. В 2013 – 2014 годах значительная часть коллекция составила основу большой ретроспективы Малевича в Городском музее в Амстердаме, галерее Тейт в Лондоне и Кунстхалле в Бонне.


За последние двадцать лет Стеделик провёл обширные исследования Коллекции Харджиева. Проводя инвентаризацию библиотеки, эксперт по русскому авангарду Джеерт Иманс обнаружил между страниц монографии, которую Хаджиев написал о художнике Павле Федотове, рисунок размером 14 на 10 см. Набросок и сама картина «Англичанин в Москве» относятся к так называемому «алогичному» периоду творчества Малевича, когда художник создавал работы, противоречащие живописным традициям или логике. Объекты и формы на них оторваны от реальности и образуют необычные композиции.

Слева: набросок Казимира Малевича к картине "Англичанин в Москве" (1914), найденный между страницами монографии в Городском музее в Амстердаме. Фото: stedelijk.nl

Эта картина стала первым шагом к новому стилю Малевича – супрематизму. На рисунке и на полотне есть слова «частичное затмение». Малевич, желая уничтожить традиционную эстетику, верил в необходимость полного затмения. В этом смысле англичанин, выглядывающий из темноты, является далёким родственником знаменитого «Чёрного квадрата» 1915 года.

Читайте также: Раскрыт секрет "Черного квадрата" Малевича: картины под картиной и «Битва негров в темной пещере»


Казимир Северинович Малевич. Англичанин в Москве
Англичанин в Москве
1914, 88×57 см

Директор Стеделика Беатрикс Руф в восторге от открытия: «Этот рисунок на квадратном листе, датированный 1914 годом, – недостающее звено в серии рисунков, которые мы включили в каталог «Русский авангард
Малевич, «изобретая» супрематизм, в мастерскую никого не пускал. Единственным исключением была художница-авангардистка Александра Экстер. Некогда жительница Киева, переехав во Францию, она преподавала в школе Фернана Леже, создавала «модельную» одежду, и после долгого забвения ее картины сегодня ценятся «на миллион». Наш небольшой экскурс – по киевским маршрутам «амазонки русского авангарда». Читать дальше
. Коллекция Харджиева» 2013 года. Это открытие не только подтверждает важность исследований, но и демонстрирует сильную синергию между нашей коллекцией Малевича и коллекцией Харджиева».

1.1. Казимир Малевич, "Супрематизм. Автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
в двух измерениях" (1915). Стеделик, Амстердам
1.2. Казимир Малевич, "Супрематизм" (1915). Стеделик, Амстердам

С сегодняшнего дня рисунок выставлен на всеобщее обозрение в ознаменование первого «Симпозиума Харджиева», которое проходит в Стаделике 2 и 3 июня.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам artdaily.com