С 30 июня 2017 года дня картина «Искушение святого Антония», которую недавно с полной уверенностью приписали Иерониму Босху, вновь появилась в родных стенах в новом качестве. Художественный музей Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити выставил её рядом с «Христом, коронованным терновым венцом» голландского живописца XV – XVI веков Альберта Баутса, чьё авторство также было подтверждено экспертами.

Изначально обе панели вошли в коллекцию музея как оригинальные произведения, но впоследствии учёные решили, что они принадлежат ученикам или последователям.




Стилистический и научный анализ показал, что картины полностью соответствуют другим известным произведениям художников. Теперь работы – впервые с момента подтверждения их атрибуции – представлены в экспозиции под названием «Что скрывается ниже: вновь открытые Иеронимус Босх и Альберт Баутс».
Иероним Босх. Искушение Святого Антония
Искушение Святого Антония
1500-е , 38.1×25.4 см
В феврале 2016 года «Искушение святого Антония» было предоставлено Музею Северного Брабанта в Хертогенбосе – родном городе Босха. Панель была экспонатом крупной выставки, посвящённой 500-летию со дня смерти художника. За несколько лет до этого «Проект по исследованию и реставрации работ Босха» заинтересовался некоторыми фрагментами изображения. В сентябре 2015 года специалисты отправились в Канзас-Сити, чтобы на месте изучить панель, провести серию тестов и выдать окончательный вердикт.

С помощью неинвазивных методов учёные увидели подмалёвок, по которому достоверно определили, что панель была написана Босхом, а не его подмастерьем. Этот подготовительный эскиз выполнен свободными, плавными мазками, как и другие бесспорные работы живописца. Помимо этого стало понятно, что эта панель изначально была фрагментом произведения гораздо больших размеров. По мнению специалистов, она представляла правое крыло разобранного триптиха.

Слева: Иероним Босх, "Искушение святого Антония" (1500 - 1510)

До сих пор «Искушение святого Антония», датированное 1500 – 1510 годами, находилось в хранилище Музея Нельсона-Аткинса, а на публику в последний раз выставлялось в 2003 году. Теперь галерея вошла в число нескольких американских учреждений, которые владеют произведениями загадочного средневекового художника. Картины Босха есть в Метрополитен-музее, в Национальной галерее искусств в Вашингтоне и галерее Йельского университета. Библиотека и музей Моргана в Нью-Йорке также может похвастать его рисунком.
Сотрудник Музея Северного Брабанта в Хертогенбосе демонстрирует панель "Искушение святого Антония" Иеронима Босха. Фото via canariasenhora.com


«Христос, коронованный терновым венцом» недавно также был одолжен для выставки «Кровь и слёзы – Альберт Баутс и лица страстей», организованной Королевским институтом культурного наследия в Брюсселе. Куратор Валентина Хендерикс давно подозревала, что картина принадлежит кисти мастера, о чём и написала в сопроводительном каталоге. Тщательное изучение панели и сравнение с другими работами художника подтвердили её догадку.
Альберт Баутс. Христос, коронованный терновым венцом
Христос, коронованный терновым венцом
1490, 29×28.9 см

Альберт Баутс (1451/55 – 1549) был младшим сыном Дирка Баутса, обучался в мастерской отца и унаследовал её в 1475 году. Он писал в основном изображения Христа, Девы Марии и святого Иоанна Крестителя. Такие образы как «Христос, коронованный терновым венцом», отражают популярность религиозных движений того времени. Их последователи считали, что подобные картины предназначены для уединённого созерцания и отождествления себя с их персонажами. Эта панель – одно пяти изображений Христа, разработанных и воспроизведённых в мастерской Баутса в больших количествах.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалм официального сайта Музея Нельсона-Аткинса и artdaily.com