Две галереи в противоположных концах Соединённых Штатов одновременно отвели свои залы под выставки гравюр и рисунков норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка. На Западном берегу выставочное пространство «Модернизм» (Сан-Франциско) предоставило зрителям редкую возможность увидеть такие работы, как «Больная девочка», «Мадонна», «Поцелуй» и другие изображения на тему любви и смерти. Экспозиция в Национальной галерее искусств в Вашингтоне на Восточном побережье рассказывает об увлечении художника спиритизмом.

Графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
- это важная часть творчества Эдварда Мунка, и работы на бумаге столь же значительны для понимания его жизни и наследия, как и картины маслом.




1.1. Эдвард Мунк, «Девушки на мосту» (1918), литография
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
. Музей Мунка, Осло
1.2. Эдвард Мунк, «Жизнь и смерть» (1902), травление на меди. Музей Мунка, Осло

В течение пяти десятилетий, начиная с 1894 года, Мунк напечатал около 18-ти тысяч гравюр, литографий, офортов и изображений, созданных при комбинации этих техник. Основная часть произведений теперь находится в музее художника в Осло, унаследовавшим личную коллекцию мастера после его смерти. Сам экспрессионист писал в дневнике в 1889 году, что хочет показать «живых людей, которые дышат, чувствуют, страдают и любят».

Выставка «Эдвард Мунк. Дыхание, чувство, жизнь и любовь» в галерее «Модернизм» состоит из тридцати экспонатов, созданных с 1894-го по 1930 годы. Она дополняет экспозицию живописных полотен мастера «Между часами и кроватью», которая проходит в Музее современного искусства того же Сан-Франциско.
Эдвард Мунк. Девушка и смерть
Девушка и смерть
1894, 30.5×21.6 см
Кураторы «Модернизма» начали с одного из самых ранних изображений – гравюры сухой иглой под названием «Девушка и смерть» (1894) по мотивам одноимённого холста, написанного годом ранее. Гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
, как и картина, прослеживает традиционную тему «танца со смертью» – здесь обнажённая молодая женщина страстно обнимает скелет.

В том же году Мунк, отбросив символы, отразил эмоциональную сущность этой работы в полотне под названием «Поцелуй». Оно, в свою очередь, стало основой для офорта с изображением пылких объятий обнажённой пары. Этот мотив художник развивал и в последующем творчестве. На выставке «Дыхание, чувство, жизнь и любовь» можно увидеть также версию 1902 года, где пара одета в чёрное (сравните с аналогичной картиной 1897 года из коллекции Музея Мунка).

Слева: Эдвард Мунк, «Девушка и смерть» (1894). Музей Мунка, Осло

1.1. Эдвард Мунк, «Поцелуй» (1895). Музей Мунка, Осло
1.2. Эдвард Мунк, «Поцелуй IV» (1902). Музей Мунка, Осло

Личности любовников в «Поцелуе» скрыты, а связь с жизнью самого Мунка чётко не прослеживается. Но другие его произведения автобиографичны. Один из ярких примеров – гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
«Больной ребёнок» («Больная девочка»). Этот образ возник у художника после того, как его старшая сестра Юханна Софи умерла в 1877 году от туберкулёза. Эдвард, которому на тот момент исполнилось 15 лет, был глубоко травмирован этой трагедией, и в 1885 году написал сестру на смертном одре. Десять лет спустя он изобразил её лицо, повёрнутое в темноту, на четырёхцветной литографии, которую назвал «своей величайшей гравюрой». В Музее современного искусства Сан-Франциско можно увидеть полотно из коллекции Национального музея в Осло, послужившее прообразом для принта.
Эдвард Мунк. Больной ребёнок I
Больной ребёнок I
1896, 41.9×56.8 см
Эдвард Мунк. Марта Сандал
Марта Сандал
1902, 63.5×31.7 см


Своих моделей Мунк часто заставлял действовать импульсивно в соответствии со своими мечтами и фантазиями, чтобы иметь возможность уловить их внутреннее эмоциональное состояние. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
одной из таких натурщиц, Ингеборги Каурин, выполненный углём, вошёл в подборку «Дыхание, чувство, жизнь и любовь».

В экспозицию также включено пастельное изображение норвежской певицы Марты Сандал, датированное 1902 годом. Именно тогда артистку открыл композитор Эдвард Григ и дал старт её известности.



Слева: Эдвард Мунк, «Марта Сандал» (1902)

И на выставке в галерее «Модернизм», и в Национальной галерее искусств можно увидеть варианты чувственной «Мадонны» Мунка. Кураторы обоих музеев считают, что этот образ соответствует как названию экспозиции «Дыхание, чувство, жизнь и любовь» в Сан-Франциско, так и идее «Цвет в контексте», заявленной в Вашингтоне.

1.1. Литография
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
Мунка «Мадонна» (1895/1902), выставленная в галерее «Модернизм»
1.2. Литография
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
Мунка «Мадонна» (1895/1914) из коллекции Национальной галереи искусств в Вашингтоне

Двадцать одна гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
, выставленная в столице Соединённых Штатов, отражает спиритические принципы, переданные в цвете и свете. Основываясь на популярных научных и теософских размышлениях о визуальной и физической силе цвета, Мунк создал произведения, которые не просто поразительно личны, но и наполнены конкретными ассоциациями.

В молодые годы Мунк увлекался спиритизмом и учениями об аурах, которые распространились в конце XIX века по всему миру. Известно, что он считал, будто может видеть энергетику, которую излучают определённые цвета. Многие современники норвежца, в том числе Поль Гоген, Морис Дени и Одилон Редон, были хорошо знакомы с этими новыми воззрениями – в их работах присутствуют некоторые общие черты, имеющие отношения к таким доктринам.
Эдвард Мунк. Поцелуй в поле
Поцелуй в поле
1943, 53.8×64.1 см

Выставка «Эдвард Мунк. Дыхание, чувство, жизнь и любовь» в галерее «Модернизм» в Сан-Франциско продлится до 7 октября 2017-го, а «Эдвард Мунк: цвет в контексте» в Национальной галерее искусств в Вашингтоне – до 28 января 2018 года.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам artdaily.com. Главная иллюстрация: Эдвард Мунк, «Вампир II» (1895/1902), Музей Мунка, Осло