Выставка работ Аллы Горской в киевской галерее «Дукат» – уникальная возможность увидеть несколько десятков произведений художницы, работы которой лишь изредка появляются на тематических выставках, посвященных шестидесятникам. Кроме живописных работ, эскизов витражей и книжной графики, представлена малоизвестная страница творчества художницы: театральные эскизы к постановкам, режиссером которых был Лесь Танюк.

Жизнь Аллы Горской трагически оборвалась в 41 год. Художница принадлежала к национальному движению сопротивления в Украине и отдала жизнь за свои убеждения.


Алла Горская. Танец. Фрагмент
Танец. Фрагмент
1964

Всего лишь одно десятилетие творчества художница успела отдать любимому делу – искусству. В работах Горской отразилась ее необыкновенная душевная энергия и твердая уверенность в том, что за право быть свободными нужно бороться.


Алла Горская. Подсолнухи
Подсолнухи
1960
Алла Горская (1929–1970) родилась в Ялте в семье известного в Советском Союзе деятеля кинематографа. Отец Горской в разные годы возглавлял крупнейшие киностудии страны – в Ленинграде, Москве, Одессе, Ялте. Когда в 1943 году Александр Валентинович Горский был назначен директором киевской киностудии, семья переехала в Киев. Мама Аллы была художницей по костюмам, и дочка пошла по ее стопам. В 1954 году Алла закончила Киевский художественный институт.







Алла Горская. Подсолнухи. 1960

Через несколько лет Горская стала одним из основателей и активной участницей Клуба творческой молодежи, вокруг которого объединились молодые художники, поэты, писатели, историки, способные творчески и независимо мыслить: Лесь Танюк, Василий Симоненко, Василий Стус, Иван Светличный, Евгений Сверстюк, Иван Дзюба, Опанас Заливаха…
В 1963 году она создала галерею портретов выдающихся украинских деятелей, своих современников, друзей и единомышленников: Антоненко-Давыдовича, Ивана Светличного, Василия Симоненко.

Алла Горская. Портрет писателя Б.Антоненко-Давыдович
Портрет писателя Б.Антоненко-Давыдович
1963, 23×30 см

В Клубе велась образовательная программа по изучению украинской истории, литературы и искусства, организовывались литературные и художественные вечера, посвященные Лесе Украинке, Ивану Франко, Тарасу Шевченко. А на Рождество творческая молодежь наряжалась в яркие костюмы и ходила по улицам города, распевая колядки. На выставке можно увидеть рисунок Алла Горской из серии «Колядки и щедривки».

Алла Горская. Корова. Эскиз костюма колядников
Корова. Эскиз костюма колядников
1960-е

В Клубе творческой молодежи действовал театр-студия, режиссером которого был Лесь Танюк, а сценографом – Алла Горская. Художница работала над оформлением четырех спектаклей: пьесой «Патетическая соната» и «Так погиб Гуска» Николая Кулиша, поэмой Ивана Драча «Нож в солнце» и «Правда и Кривда» Михаила Стельмаха. Ни один из оформленных Горской спектаклей зритель не увидел, они были запрещены.

«Театральные эскизы – интересная часть творчества Аллы Горской, – рассказывает нам сотрудница галереи «Дукат» Иванна Стратийчук. – Художница работала в Театральной студии при Клубе творческой молодежи. Здесь ставили пьесы украинских драматургов начала ХХ века и современных авторов. Алла Горская участвовала во всех этапах художественного процесса: работала над эскизами костюмов, декорациями, оформлением сцены... Пьеса «Так погиб Гуска» была доведена до генеральной репетиции, но накануне премьеры спектакль запретили».

Алла Горская. Эскиз декорации к пьесе Н. Кулиша "Отак загинув Гуска"
Эскиз декорации к пьесе Н. Кулиша "Отак загинув Гуска"
1962
Лесь Танюк называл Аллу Горскую "выдающимся сценографом" и позже вспоминал: «Для Аллы не существовало в театре мелочей. Она была настоящим мастером сцены.

«Слушайте! – Увлекалась она на генеральных репетициях. – Так тут можно рисовать светом, понимаете? Рисовать темнотой, дождем, облаками! Это же гениально – текучий объем! Куда к черту скульптуре! А цвета! Таких в жизни не придумаешь!».
Алла Горская. Эскиз костюма к пьесе Н. Кулиша "Так погиб Гуска". Фрагмент. Фото: ugallery.com.ua

Алла Горская. Эскиз костюма к пьесе Н. Кулиша "Отак загинув Гуска"
Эскиз костюма к пьесе Н. Кулиша "Отак загинув Гуска"
1962

Когда запретили спектакль «Так погиб Гуска», Алла сказала: «Впервые присутствую на своих похоронах». Закрытие спектаклей было большим потрясением для Горской. К работе в театре она
больше не возвращалась.



Алла Горская. Эскиз костюма к пьесе Н. Кулиша "Так погиб Гуска". Фрагмент. Фото: ugallery.com.ua

Алла Горская. Афиша к вечеру Анатоля Петрицкого
Афиша к вечеру Анатоля Петрицкого
1963

В 1964 году к 150-летию со дня рождения Тараса Шевченко для холла в красном корпусе Киевского университета готовился витраж
Кто из великих художников занимался витражным искусством? Где, посмотрев в окно, можно увидеть картину, через которую пробивается свет? Гауди, Муха, Шагал, Тиффани и не только - посланники радуги на Земле. Читать дальше
Витраж – (от франц. vitrum – стекло) – вид декоративного искусства, при котором изобразительная или орнаментальная композиция из разноцветного стекла, размещается на сквозном освещении. Зачастую витражами заполняют оконные проемы. Издавна таким образом украшали храмы. С эпохой Возрождения витраж переформатировался в живопись на стекле. В Россию это украшение пришло в XII веке, став одним из must have в интерьерах богатых домов.
Читать дальше
. Над них работал целый творческий коллектив: Алла Горская, Опанас Заливаха, Людмила Семыкина, Галина Севрук и Галина Зубченко. Накануне открытия он был уничтожен ректором университета, а собранная после этого комиссия, квалифицировала его как идейно враждебный. Горскую и Семыкину исключили из Союза художников.

«История уничтожения витража, оказалась не такой, какой принято ее считать, – рассказывает Иванна Стратийчук. – В красном корпусе университета группа художников представила администрации университета предварительный вариант витража на согласование. Увидев витраж
Кто из великих художников занимался витражным искусством? Где, посмотрев в окно, можно увидеть картину, через которую пробивается свет? Гауди, Муха, Шагал, Тиффани и не только - посланники радуги на Земле. Читать дальше
Витраж – (от франц. vitrum – стекло) – вид декоративного искусства, при котором изобразительная или орнаментальная композиция из разноцветного стекла, размещается на сквозном освещении. Зачастую витражами заполняют оконные проемы. Издавна таким образом украшали храмы. С эпохой Возрождения витраж переформатировался в живопись на стекле. В Россию это украшение пришло в XII веке, став одним из must have в интерьерах богатых домов.
Читать дальше
, начальство распорядилось его спрятать, до принятия решения. И во время того, как работники пытались его задрапировать, витраж
Кто из великих художников занимался витражным искусством? Где, посмотрев в окно, можно увидеть картину, через которую пробивается свет? Гауди, Муха, Шагал, Тиффани и не только - посланники радуги на Земле. Читать дальше
Витраж – (от франц. vitrum – стекло) – вид декоративного искусства, при котором изобразительная или орнаментальная композиция из разноцветного стекла, размещается на сквозном освещении. Зачастую витражами заполняют оконные проемы. Издавна таким образом украшали храмы. С эпохой Возрождения витраж переформатировался в живопись на стекле. В Россию это украшение пришло в XII веке, став одним из must have в интерьерах богатых домов.
Читать дальше
был поврежден и разбился. Эту версию нам рассказал сын Аллы Горской – Алексей Зарецкий».

Алла Горская. Эскиз витража в фойе Киевского национального университета имени Тараса Шевченко
Эскиз витража в фойе Киевского национального университета имени Тараса Шевченко
1964

Графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
Горской начала 1960-х – это портреты ее друзей, борцов за правду, смелых и непримиримых. Вместе с Василием Симоненко и Лесем Танюком Алла Горская открыла места захоронения расстрелянных в сталинские годы в Быковне. Об этом они заявили в Киевский городской совет и потребовали начать расследование. После этого заявления Симоненко был избит неизвестными, полученные травмы стали причиной его смерти.

Алла Горская. Портрет поэта В.Симоненко
Портрет поэта В.Симоненко
1964, 47×111 см

В 1965 году арестовали многих друзей и знакомых Горской. Этот год стал началом ее участия в движении сопротивления. Алла в когорте защитников, за ней ведет постоянное наблюдение КГБ, следуют вызовы на допрос.

Алла Горская была одним из инициаторов письма-протеста против политических преследований в Украине, адресованного Генеральному Секретарю Леониду Брежневу. Обращение подписали 139 человек, оно вошло в историю как «Письмо-протест 139-ти».




Первым свою подпись поставил Сергей Параджанов.
Многих из подписавших письмо преследовали.



Алла Горская. Портрет поэта И.Светличного
Портрет поэта И.Светличного
1965, 45×85 см

Роман Корогодский в своей книге «Шестидесятники» назвал Аллу Горскую «душой украинского шестидесятничества». Она заботилась о материальном и моральном духе арестованных, помогала семьям осужденных, отправляла посылки заключенным и ссыльным, а когда они возвращались, организовывала праздники-банкеты. Сохранились воспоминания Заливахи, сосланного в мордовский лагерь на пять лет. Когда Алла приехала его навестить и ее не пустили, у нее «был вид княгини, которая приехала в свое имение и не может войти, потому что ключи потерялись».

На открытии выставки состоялась презентация первого каталога работ Аллы Горской, в который вошли 130 произведений художницы.


Алла Горская. Эскиз, 1960-е


Выставка работ Аллы Горской в галерее "Дукат" продлится
до 1 октября 2017 года.



Алла Горская. Припять. Пором
Припять. Пором
1961

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Титульная иллюстрация: Алла Горская. Эскиз витража. 1960-е гг. Гуашь
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
Читать дальше
, бумага