Живописец и иллюстратор Жанна Маммен – одна из самых ярких, но и самых загадочных фигур в истории немецкого искусства XX века. Искусствоведы далеко за пределами Германии уже давно ценят её творчество, но широкой аудитории эти работы известны мало. Крупнейшая на сегодняшний день ретроспектива «Жанна Маммен. Наблюдатель» в Берлинской галерее вновь открывает её культовые произведения 1920-х годов, «дегенеративные» эксперименты и волшебные поэтические абстракции.

Жанна Маммен олицетворяет редкий тип сильной и независимой женщины периода начала модернизма. Она испытал войну, крах, нищету – и вновь поднялась из руин благодаря самой себе.




Творчество Жанны Маммен (1890 – 1976) – со всеми его яростными линиями разломов – красноречиво отображает политические и эстетические потрясения прошлого века. У относительной безвестности художника может быть несколько причин. Во-первых, произведения Маммен тяжело свести к общему знаменателю. Во-вторых, популярности не способствовали её личная осторожность, молчаливость и скромность, отказ от публичных выступлений, отсутствие дневников и обширной переписки, а также спутников жизни или потомков.
Жанна Маммен. Рыжеволосая
Рыжеволосая
1928, 34.5×30.7 см

Значимость Жанны Маммен для искусства XX века

остаётся недооценённой.




Берлинский музей современного искусства, фотографии и архитектуры решил изменить ситуацию. В ретроспективе «Жанна Маммен. Наблюдатель» представлено около 170 работ, созданных за более чем 60 лет. Среди них – примерно 50 картин, дополненных акварелями, рисунками, иллюстрациями, карикатурами, киноплакатами и скульптурами. Кураторы включили в экспозицию фотографии, журналы, фильмы, письма и книги.


Жанна Маммен. Без названия (Автопортрет)
Без названия (Автопортрет)
1926, 48×36 см
Жанна Маммен родилась в Берлине в 1890 году в богатой семье предпринимателей. В 1901 году её родители по деловым соображениям переехали в Париж, где Жанна наслаждалась беззаботным детством. В 16 лет она поступила в художественную Академию Жюлиана, затем ездила в Брюссель и Рим.

Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, нанесла серьёзный удар по миру девушки: у немцев, проживающих во Франции, было конфисковано имущество, а сами они изгнаны из страны. Депортированная Маммен вернулась туда, где родилась, и начала с нуля. Тогда она впервые продемонстрировала свою способность противостоять невзгодам.

Слева: Жанна Маммен, «Без названия (Автопортрет)» (ок. 1926)

Начиная с 1925 года – после периода огромных лишений – талант и универсальность Маммен привели её к художественному успеху и процветанию. Однако спустя восемь лет обрушилась следующая экзистенциальная катастрофа: нацистское правление и Вторая мировая война положили конец её карьере, погрузили в глубокие финансовые трудности. Но жизнь в Берлине в нищете и лишениях не парализовала волю Маммен. В 1945 году она вернулась в поле зрения публики.

1.1. Жанна Маммен, «Карнавал в Берлине» (1930)
1.2. Жанна Маммен, «Метрополис» (1927)

Жанна Маммен умерла 22 апреля 1976 года. Чтобы сохранить мастерскую и наследие художника, её друзья основали «Общество Жанны Маммен», которое существует до сих пор в виде некоммерческой организации.



1.1. Жанна Маммен, «Церковь на Винтерфельдтплац» (1940)
1.2. Жанна Маммен, «Остенде, на пляже» (1926)

Жанна Маммен была не столько изобретателем, сколько хамелеоном, она всегда впитывала разные течения в искусстве и развивала их по-своему. В молодые годы она переняла богатые эффекты символизма и эстетизма. В Берлине периода Веймарской республики газеты и журналы печатали её элегантные иллюстрациями к статьям о моде, остроумные карикатуры, зарисовки городской жизни, портреты в стиле «Новая объективность», а затем – грубовато-реалистичные. Маммен внесла весомый вклад в иконографию как 1920-х годов, так и города, раздираемого между полюсами пикантной жизни, роскоши, инфляции и депрессии.

1.1. Жанна Маммен, «Представление себя» (1928)
1.2. Жанна Маммен, «Две танцующие девушки» (1928)

В годы диктатуры с 1933 по 1945 Жанна Маммен вела затворническую и скромную жизнь в своей берлинской студии, не пожелав во второй раз жить в чужой стране. Это был период, когда своё презрение к жестокому правлению нацистов она выражала в футуристической («дегенеративной») абстракции, укрепляя собственную выносливость. После окончания войны и краткого возвращения к иллюстрациям для прессы, Жанна Маммен 30 лет писала исключительно картины. В основном они были посвящены маскам и куклам, формам, символам и загадкам.

1.1. Жанна Маммен, «Девочка с котом» (1943)
1.2. Жанна Маммен, «Фотогеничный монарх» (1967)

Глубоко внутри Жанна Маммен всегда оставалась верна себе. Она никогда не следовала ни одному из многочисленных новаторских движений ранней модернистской эпохи – от дадаизма до сюрреализма. Художник отвергала и любую идеологию, избегая группировок и участия в собраниях и  митингах. Её искусство сохранило свой отличительный колорит до наших дней. Это более чем заслуживает того, чтобы его открывали, тщательно изучали и широко распространяли.
Жанна Маммен в своей мастерской в Берлине (1946 - 1947). Фото: K. L. Haenchen


Выставка «Жанна Маммен. Наблюдатель» в Берлинской галерее продлится до 15 января 2018 года.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта Берлинской картинной галереи и kulturstiftung.de