Национальный музей Центр искусств королевы Софии в Мадриде запустил масштабный онлайн-архив «Переосмысление «Герники»», посвящённый 80-летию создания великой антивоенной картины Пабло Пикассо. На сайте собрано около 2000 документов, связанных с этой работой, а также гигапиксельные изображения полотна, написанного после бомбардировки города в Стране Басков во время гражданской войны в Испании в 1937 году.

Портал стоимостью в 178 тыс. евро стал продолжением выставки «Сострадание и террор у Пикассо. Путь к „Гернике“», которая с 5 апреля по 4 сентября 2017 года привлекла около 680 тыс. посетителей.




Сайт «Переосмысление «Герники»» доступен на английском и испанском языках. На нём можно изучить записи из 120 государственных и частных архивов, библиотек, музеев, учреждений, национальных и международных институтов, включая Музей Пикассо в Париже и Музей современного искусства в Нью-Йорке, а также Национальный архив Испании в Мадриде.
Пабло Пикассо. Герника
Герника
1937, 349.3×776.6 см

Хотя Пикассо следил за ходом испанской войны из Парижа, перед «Герникой» он написал лишь одну небольшую картину, ставшую непосредственным отзывом на вооружённый конфликт. Полотно «Фигура (Женщина, вдохновлённая войной в Испании)», которое художник подарил своей возлюбленной Доре Маар, было экспонатом выставки «Сострадание и террор». 13 ноября 2017 года на аукционе Christie's в Нью-Йорке работа была продана более чем за 16 млн долларов. Однако после воздушного налёта, поддержанного французскими и немецкими военными, Пикассо, который симпатизировал республиканцам, нарушил молчание. По заказу правительства он написал масштабную чёрно-белую картину для Всемирной ярмарки в Париже в 1937 году.
Пабло Пикассо. Фигура (Женщина, вдохновлённая войной в Испании)
Фигура (Женщина, вдохновлённая войной в Испании)
1937, 38.4×46 см

После выставки в Париже «Герника» отправилась в лондонскую галерею Уайтчепел, затем в Скандинавию и в 1939-м – в США. Во время Второй мировой войны она находилась в Нью-Йоркском музее современного искусства, где оставалась до смерти Франко. После длительных переговоров, документы о которых можно найти в онлайн-архиве, картина в 1981 году была передана Испании. Её новым домом стал Центр искусств королевы Софии, открывшийся в 1992 году. 

Слева: фрагмент «Герники» в ультрафиолетовом излучении

За это время работа стала мощной политической эмблемой, символом изгнания и иконой современного искусства.



Раздел «Гигапиксель» на сайте «Переосмысление «Герники»» позволяет пользователям рассматривать изображения в высоком разрешении. Тут представлены в том числе рентгеновские снимки, а также фото, сделанные в ультрафиолетовом и инфракрасном излучении. Они дают представления об изменениях, которые Пикассо внёс в процессе работы, а также о повреждениях, которые полотно получило на протяжении восьми десятков лет (это, например, трещины и пятна). В архиве есть интерактивная шкала времени, по которой можно отследить историю картины от создания до сегодняшнего дня. А раздел «Маршруты» позволяет узнать о её передвижении между различными институтами и её политическом влиянии.
Скриншот главной страницы сайта «Переосмысление «Герники»», запущенного Центром искусств королевы Софии


В целом для проекта было подготовлено более шести тысяч документов, но оставшиеся четыре тысячи, включая фотографии, музейные записи и видео, будут добавляться на сайт постепенно.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам news.artnet.com