Аукционный дом Sotheby’s предложит на продажу знаковую картину Пабло Пикассо, завершившую один из самых бурных моментов его карьеры. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
«Женщина в берете и клетчатом платье (Мари-Тереза Вальтер)», написанный в декабре 1937 года, впервые появится на рынке в рамках февральской распродажи произведений импрессионистов и модернистов.

Произведение, которое, судя по всему, станет «гвоздём» торгов, предварительно оценили в 36,5 млн фунтов стерлингов (50 млн долларов).




Яркий, острый и интенсивный образ «золотой музы» Мари-Терезы Вальтер стал кульминацией напряжённого года в жизни Пикассо. Пятью месяцами ранее он создал свой величайший шедевр – «Гернику», посвящённую бомбардировке одноимённого городка во время гражданской войны в Испании. И хотя художник всё ещё продолжал отношения с Вальтер, всё более значительное положение в его жизни завоёвывала другая женщина – Дора Маар, с которой Пикассо познакомился в 1935-м.
Пабло Пикассо. Женщина в берете и клетчатом платье (Мария-Тереза Вальтер)
Женщина в берете и клетчатом платье (Мария-Тереза Вальтер)
1937

Похоже, посредством этого портрета мастер пытался выразить свои переживания по отношению к обеим женщинам. Эта двойственность видна в переходе двух стилей – более мягкое, праздничное чувство «периода Мари-Терезы» уступает место более мучительным кубистским формам, связанным с политически настроенной Дорой Маар (в том же 1937 году она позировала для «Плачущей женщины», которая ныне входит в коллекцию галереи Тейт Модерн
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
Читать дальше
в Лондоне).



За лицом Мари-Терезы на «Женщины в берете» проступает силуэт, в котором художник мог подразумевать свою следующую возлюбленную. Сам Пикассо говорил: «Девочке, должно быть, больно увидеть на картине, что её время уходит».


Пабло Пикассо. Плачущая женщина
Плачущая женщина
1937, 61×50 см

Интересно сравнить эволюцию портретов Вальтер за предыдущие несколько лет. Ещё в 1932 году Пикассо создавал необычайно чувственные и лирические образы своей возлюбленной, свидетельствующие о пике счастья. Их сейчас можно увидеть на выставке «Пикассо 1932. Эротический год» в музее художника в Париже. А чрезвычайно динамичная «Женщина в берете и клетчатом платье» показывает, сколь многое изменилось за пять лет. Резкие кубистические границы, краска, наложенная грубыми мазками, и чёрные контуры придают работе сильный эмоциональный заряд. Это уже не сладострастные изгибы и плавные кривые, которыми Пикассо изображал женщину, родившую ему ребёнка. Тем не менее, портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
говорит о том, что она по-прежнему занимает центральное место в жизни художника.





Между тем, месяц спустя, в январе 1938 года, Пикассо написал образ Доры Маар «Женский бюст (Женщина с сеткой для волос)». В мае 2015 года картина была продана на аукционе Christie's в Нью-Йорке за 67,4 миллиона долларов.


Пабло Пикассо. Женский бюст (Женщина с сеткой на волосах)
Женский бюст (Женщина с сеткой на волосах)
1938, 65.1×54 см

В свою очередь «Женщина в берете и клетчатом платье» никогда не появлялась на рынке. После смерти художника в 1973 году она перешла в частную коллекцию, откуда работу сейчас продают под гарантию.



Sotheby's сначала продемонстрирует картину в Гонконге, а затем в Тайбэе. Это наглядно свидетельствует о значении, которое аукционный дом придаёт покупателям из Азии. «Азиатские коллекционеры ищут шедевры и силу настоящего искусства. Эта картина как раз об этом», – подчёркивает представитель компании Томас Бомпард.

И ещё один факт, подчёркивающий внимание аукционистов к Востоку. До прошлого года лондонские распродажи произведений импрессионистов и модернистов проводились в конце января – в начале февраля. Теперь они перенесены на месяц, чтобы не пересекаться с китайским Новым годом. Прошлогодние аналогичные торги продемонстрировали разумность такого шага: распродажа в Лондоне принесла рекордные за всю историю 195 млн фунтов стерлингов, включая сборы. Её «хитом» стал «Цветущий сад» (1907) Густава Климта, проданный за 48 млн фунтов.
Густав Климт. Цветущий сад
Цветущий сад
1907, 110×110 см

Нынешний аукцион пройдёт в столице Великобритании 28 февраля.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта аукционного дома Sotheby's, интернет-изданий Artdaily и The Art Newspaper. Главная иллюстрация: сотрудницы Sotheby’s с портретом «Женщина в берете и клетчатом платье (Мари-Тереза Вальтер)» Пабло Пикассо; фото - sothebys.com