В Вашингтоне представили спектакль "Взбитые сливки" - причудливую смесь сюрреалистической фантазии и традиционного балета. За визуальный «сюр» этого шоу отвечает известный современный художник Марк Райден: среди образов - врач с гигантской головой, огромная розовая карета, мохнатый снежный як, змея-карамель… "Взбитые сливки" сравнивают со "Щелкунчиком", "Чарли и шоколадной фабрикой" и "Домом странных детей".

В прошлом веке видные театральные деятели нередко приглашали знаменитых художников для создания костюмов и декораций к постановкам. И зачастую такое сотрудничество давало весьма интересные результаты. В феврале 2018 года в Вашингтоне впервые показали балет "Взбитые сливки" - плод совместной работы балетмейстера Алексея Ратманского и художника Марка Райдена: состоявшаяся весной 2017 года мировая премьера шоу уже гарантировала громкий успех.




Постановка как будто погружает зрителя в воплощение детской мечты: оказаться в кондитерской без присмотра взрослых. Но, конечно, не обошлось без таинственных и немного пугающих деталей - в лучших традициях работ Райдена.
Марк Райден. Волшебный цирк
Волшебный цирк
Эскиз Марка Райдена к балету "Взбитые сливки" и кадры шоу (ниже)


Впервые балет "Взбитые сливки" ("Schlagobers") был поставлен в 1924 году в Вене. Музыку и либретто к нему написал Рихард Штраус, а хореографом был Хайнрих Крёллер. Однако позже это произведение оказалось забытым на много лет. Алексей Ратманский задумывался о постановке "Взбитых сливок" с начала 1990-х, и в 94-м поставил миниатюру на этот сюжет в Королевском Виннипегском балете. А однажды, спустя 10 лет, балетмейстер случайно увидел альбом с работами Марка Райдена, и его так вдохновили картины художника, что он вновь загорелся идеей постановки "Взбитых сливок", на этот раз полностью переосмыслив и переработав оригинал.

Ратманский говорит о Райдене: "Его стиль абсолютно оригинален, его работы очень четкие и детализированные. Он использует классические техники, но рассказывает очень современные истории. В его работах есть что-то тревожное, беспокоящее, нечто, скрывающееся за очень милым фасадом. Я подумал, что такой стиль отлично подойдет к музыке и сделает произведение, написанное в 1920-х, более современным".

Оригинальный сюжет "Взбитых сливок" был незатейливым: женщина приходит с сыном в кондитерскую и заказывает взбитые сливки, которые оживают в ее воображении. В новой постановке Ратманского в центре истории оказывается мальчик, который объедается сладостями и попадает в больницу, откуда его вызволяют эти самые сладости. Все они живые: здесь есть, к примеру, Принцесса Пралине и Принц Кофе.



Ратманский и Райден впервые встретились в 2015 году и вскоре приступили к работе над "Взбитыми сливками". По словам художника, весь проект от начала и до конца занял примерно полтора года, и это при том, что пришлось уложиться в сжатые сроки, поскольку дата премьеры балета уже была назначена. Райден ранее никогда не работал над декорациями и костюмами, поэтому ему помогали художник по костюмам Холли Хайнс и художник-декоратор Камеллиа Ку. Райден говорит: "Это было похоже на захватывающее приключение. И предложение поступило как раз вовремя. Я только что завершил серию художественных шоу, а это было что-то новое. Такая работа привносит в статичное изображение новые измерения: историю, движение, действие, музыку".

В итоге постановка Американского театра балета стала причудливой смесью сюрреалистической фантазии и традиционного балета. Врач с гигантской головой, огромная розовая карета, мохнатый снежный як, змееподобное существо с расцветкой "сахарной трости", скачущие маленькие кексики (их роли исполняли дети). В издании Los Angeles Times "Взбитые сливки" сравнивали одновременно со "Щелкунчиком", "Чарли и шоколадной фабрикой" и "Домом странных детей".




Марк Райден в декорациях "Взбитых сливок"

Марк Райден - американский художник, которого иногда называют "крестным отцом поп-сюрреализма". Большую часть жизни он прожил в Лос-Анджелесе, но недавно перебрался в Портленд, где теперь живет и работает вместе с женой - художницей Марион Пек. Вдохновение Райден черпает из самых разных источников: от картин Энгра и Давида - до старых игрушек, анатомических моделей, чучел животных и странных вещиц с блошиных рынков. Его работы часто наполнены таинственными символами, религиозной иконографией, математическими и научными отсылками и деталями будто бы подсмотренными в кунсткамере.


Эскиз Марка Райдена к "Взбитым сливкам"

Эскизы костюмов к балету

Райден не очень любит, когда его называют сюрреалистом. В работе ему нравится использовать элементы разных стилей и применять приемы разных школ: "Я люблю асимметричную, искаженную перспективу в соединении с гиперреализмом деталей, что присуще фламандским мастерам. Мне нравится стилизация фигур и композиций иконописи раннего христианства. Я люблю духовную живопись Тибета и религиозное искусство индуизма. Меня вдохновляет чистота техники неоклассицизма. Меня поражает преувеличенная роскошь барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
Читать дальше
. Я понимаю концепцию сюрреализма. Я люблю исследования цвета и света в работах импрессионистов. Я пробую и использую элементы всего этого в своем творчестве".

Марк Райден. Чистые сердца
Чистые сердца
Марк Райден. Созидательница
Созидательница

В течение десяти лет Марк Райден работал в рекламном бизнесе. Он рисовал обложки для музыкальных альбомов Майкла Джексона, Red Hot Chili Peppers и Aerosmith, создал обложки для книг Стивена Кинга "Безнадега" и "Регуляторы". Кроме того, считается, что работы Райдена послужили вдохновением для создания знаменитого "мясного платья" Леди Гаги.

1.1. Обложка альбома Майкла Джексона "Dangerous"
1.2. Обложка альбома Red Hot Chili Peppers "One Hot Minute"

1.1. Обложка книги "Безнадега"
1.2. Обложка книги "Регуляторы"
Марк Райден. Тыквенный президент
Тыквенный президент

Райден говорит: "Я восхищаюсь вещами, которые вызывают детские воспоминания. Только в детстве современный человек может свободно и по-настоящему фантазировать. Дети могут видеть мир, в котором кролики плачут, а у пчел есть свои тайны, где "неживые" предметы оживают… Я верю в силу воображения, которое торжествует в моем творчестве. Я не прячусь от ностальгии и сантиментов. И горжусь временем, проведенным над созданием красивых картин. Я хочу вдохнуть в свои картины жизнь. Я уверен, если вы делаете то, что любите, следуя за своим сердцем, успех всегда придет".
Марк Райден. Дебютантка
Дебютантка
Марк Райден. Червь-Санта
Червь-Санта
Марк Райден. Истребительница
Истребительница
Марк Райден. Грот
Грот

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Источники изображений: www.interiordesign.net, www.playbill.com, www.markryden.com
Титульная иллюстрация: оформление Марка Райдена балета "Взбитые сливки", фото www.hk.artsfestival.org