Поразительные факты и истории из жизни Николая Глущенко - художника и разведчика, рассказывают исследователи его жизни и творчества, с которыми удалось встретиться на выставке «Штрихи к портрету художника». Экспозиция знакомит с работами классика украинской живописи ХХ века из частных коллекций.

Интерес к творчеству Николая Глущенко, самобытный стиль которого формировался в Берлине и Париже в 1920-1930-е годы, растет с каждым годом. А история его жизни, еще недавно скрытая под грифом «совершенно секретно», добавляет интриги. Смотрим картины и беседуем с коллекционером Николаем Белоусовым и искусствоведом Эдуардом Дымшицем.



В экспозиции  - 66 работ мастера, представляющие все периоды его творчества.



Николай Петрович Глущенко. Цветущий сад
Цветущий сад
1975, 86×104 см

О подготовке выставки рассказывает Николай Павлович Белоусов – коллекционер и сооснователь галереи «НЮ АРТ»:

– Эту выставку я готовил с большим удовольствием. Думаю, художник заслуживает совершенно иного внимания, чем то, которое уделяется его творчеству в современной культурной жизни Киева и Украины. Значительная часть выдающихся работ мастера, собранная на выставке, представляет Глущенко во всем своем ярком многообразии. Во время подготовки выставки к нам поступило очень много предложений от коллекционеров. Мы отобрали всего лишь 66 работ, включая редкие ранние произведения, и охватили все периоды творчества художника – от 1920-х до 1970-х годов. Большинство из представленных довоенных работ были приобретены на аукционах в Париже, Нью-Йорке, Бухаресте, Праге, и лет 12 назад их еще не было в Украине. В экспозиции также можно увидеть мою небольшую коллекцию Глущенко, которая мне очень нравится. 

От коллекционеров мы узнали новую информацию о художнике. К примеру, интересный факт: в Одессе в 1956 году прошла выставка Глущенко, ее посетили 18 000 человек. Представляете такое количество людей на выставке в те годы?! Это было настоящее народное шествие! И наша выставка, хочу заметить, также исключительно популярная. Увидеть работы украинского классика приходят коллекционеры, искусствоведы, студенты, преподаватели Академии искусств, люди, которые были знакомы с художником, а также поклонники творчества Глущенко, профессионально не связанные с миром искусства.
Николай Павлович Белоусов - коллекционер, сооснователь галереи НЮ
Ню – жанр искусства, в центре внимания которого находится эстетика обнаженного человеческого тела. Название жанра – ню – сокращение от французского слова nudité — «нагота, обнажённость». Читать дальше
АРТ.
Источник фото: галерея НЮ
Ню – жанр искусства, в центре внимания которого находится эстетика обнаженного человеческого тела. Название жанра – ню – сокращение от французского слова nudité — «нагота, обнажённость». Читать дальше
АРТ


Об особенностях художественного стиля мастера и малоизвестных подробностях биографии художника нам рассказал Эдуард Александрович Дымшиц – известный искусствовед, исследующий жизнь и творчество Николая Петровича Глущенко более 35 лет.
Эдуард Александрович Дымшиц на выставке "Глущенко. Штрихи к портрету художника". Источник фото: галерея НЮ
Ню – жанр искусства, в центре внимания которого находится эстетика обнаженного человеческого тела. Название жанра – ню – сокращение от французского слова nudité — «нагота, обнажённость». Читать дальше
АРТ


– Эдуард Александрович, с именем Николая Глущенко связано множество мифов и легенд. Сегодня уже не тайна, что с середины 1920-х художник работал на советскую разведку под псевдонимом «Ярема». Но мало кто знает, что открытие архивов и официальное подтверждение этого факта произошло благодаря вам. Как это произошло?

– О том, что Глущенко был разведчиком, ходили настойчивые слухи, и, естественно, меня этот вопрос очень интересовал. В 1981-1982 годы я писал дипломную работу о Глущенко и, встречаясь с Марьей Давыдовной, вдовой художника, спрашивал, был ли Глущенко разведчиком? Марья Давыдовна с улыбкой Моны Лизы отвечала: «Нет». Через несколько лет волей случая я познакомился с генералом Николаем Михайловичем Голушко (председателем КГБ Украины в 1987-1991 годах) и узнал, что в архивах КГБ есть материалы о Глущенко. Мне разрешили с ними ознакомиться. За несколько встреч с Николаем Михайловичем мы изучили шесть томов материалов. Архив содержал так называемые «живые страницы» – секретные материалы, доступ к которым был закрыт, поэтому генерал, не выпуская из рук папки, показывал и зачитывал те материалы, которые, на его взгляд, могли быть обнародованы. Фотографировать и брать в руки документы мне не разрешали, я мог лишь делать заметки ручкой и записывать на диктофон.

Когда работа с архивом Глущенко была практически завершена и был подготовлен материал, меня ждал сюрприз. В газете «Вечерний Киев» вышла статья «Ярема сообщает: Гитлер готов к войне», рассказывающая о разведывательной деятельности Глущенко. Публикация была подготовлена заведующим архивом КГБ Украины. Мне разрешили узнать эту информацию первым, но официальное уведомление сделала служба государственной безопасности.

Историю открытия архива я описал в послесловии к книге Станислава Стеценко «Войны художников». Этот роман, изданный в 2016 году, посвящен подготовке Германии к нападению на СССР, и рассказывает о поездке Глущенко в Берлин в 1940 году.
Николай Петрович Глущенко. Натюрморт с глухарем
Натюрморт с глухарем
1971

– Какой была главная сводка Яремы?

– За полгода до сообщения Рихарда Зорге в июне 1940 года Глущенко отправил донесение, содержание которого 10 июня попало на стол к Молотову, а затем к Сталину, о подготовке Германии к нападению на СССР. Николай Петрович докладывал также о разработке топографических карт и о составлении немецко-украинских словарей для немецких военнослужащих. Германия рассчитывала, что украинцы присоединятся к немецким войскам. С этой целью в Берлине под крылом у Геббельса был создан Украинский научный институт под управлением Министерства пропаганды, распространявший соответствующие идеи среди украинской диаспоры.
Николай Петрович Глущенко. Утро
Утро
1970-е , 70×100 см

– Еще одна легенда о художнике рассказывает о том, что Глущенко был лично знаком с Гитлером и давал уроки рисования фюреру. Известны ли подтверждающие факты?

– Существуют лишь устные, не документальные, подтверждения этой версии. В 1940 году советскую выставку в Берлине, одним из организаторов которой был Глущенко, посетил министр иностранных дел Германии Риббентроп. Обращаясь к Глущенко, он отметил, что Гитлер высоко ценит талант художника, считает его одним из лучших пейзажистов Европы и дарит ему альбом с собственными акварелями. Однако, что именно связывало Глущенко с руководством Третьего рейха и был ли он лично знаком с фюрером - неизвестно.

Глущенко жил в Германии в 1920-е годы, у него был широкий круг знакомств. Он учился в Берлинской Академии искусств, его поддерживали деятели украинской диаспоры. В это же время Глущенко ассистировал профессору Кампфу – преподавателю в Берлинской Академии, который имел частную студию. Профессор считал Глущенко одним из своих лучших учеников и доверял в свое отсутствие проводить занятия в частной студии. Эту студию посещал Александр Петрович Довженко. Абсолютно точно известно, что Глущенко и Довженко познакомились в этой студии. Но официального подтверждения того, что Глущенко был знаком с Гитлером, нет. Марья Давыдовна отрицала этот факт, но среди окружения художника такая версия навязчиво озвучивалась.
Николай Петрович Глущенко. Натюрморт с гипсом
Натюрморт с гипсом
1970-е , 105×86 см

– Эдуард Александрович, а с чего началась «одиссея» Глущенко, какими судьбами он попал в Европу и получил художественное образование?

– В 1918 году во время гражданской войны 17-летним юношей Глущенко был призван в армию Деникина. После недолгих боев он попал в лагерь для интернированных на территории Польши и ему удалось бежать. Зная о победах красноармейцев, бывший солдат белой армии домой решил не возвращаться и отправился на Запад. В дороге он заболел тифом, но крепкий и выносливый от природы, как все запорожские казаки из рода Глушко-Глущенко, он преодолел болезнь и пешком дошел до Берлина.

В Берлине Глущенко стал учеником, а затем и помощником Ганса Балушека, художника социалистической направленности, оппозиционно настроенного к власти. Своей любимой темой борьбы рабочих за свои права Балушек в некоторой степени задал тон раннему творчеству Глущенко.

Глущенко прошел подготовку у Балушека и в 1920 году поступил в Берлинскую Академию художеств. Удивительно, как ему это удалось! Без финансовой поддержки, без связей, у него и нормальных документов-то не было... Но он официально поступил и проучился полный курс. За год до окончания учебы в 1923 году Довженко помог Глущенко получить советский паспорт.
Николай Петрович Глущенко. Автопортрет
Автопортрет
1971, 70×50 см

– Насколько творчеством Глущенко интересовались на Западе, добился ли он известности и признания?

– Глущенко принимал участие в различных вернисажах, еще будучи студентом, и его полотна экспонировались на выставках художественного объединения «Новая вещественность». Николай Петрович стал одним из успешных экспонентов этого объединения, широко известного в 1920-е годы. Как студент и выпускник он был замечен, но сказать, что Глущенко стал известным художником в Германии было бы преувеличением.
В 1925 году Глущенко переехал в Париж. Он познакомился со многими художниками, в том числе с Матиссом и Пикассо, бывал у последнего в мастерской.
Парижский период Глущенко был очень плодотворным. С 1925 по 1936 годы он провел десятки персональных выставок в Париже, Стокгольме, Праге... Французская пресса печатала позитивные отзывы о его живописи и графике. Множество выставок, монография о художнике, изданная в Париже в 1933 году – это фиксировало определенный уровень успеха, и в то же время не всегда в доме Глущенко был достаток. Несмотря на то, что парижскую мастерскую художника на улице Волонтеров посещали многие коллекционеры и нередко гостями его салона были князья из восточной Европы, ему не всегда удавалось продать свои работы.

– О том, что Глущенко испытывал финансовые трудности, говорит его письмо 1933 года, написанное в Париже и адресованное директору Львовского музея, – рассказывает Николай Павлович. – Это письмо хранится у нас. В нем художник предлагает приобрести свои графические работы по очень умеренной цене.
Николай Петрович Глущенко. Прованский пейзаж
Прованский пейзаж
1931, 60.5×81 см
Николай Петрович Глущенко. Японские фонарики
Японские фонарики
1970-е , 69.8×50 см

– Эдуард Александрович, на выставке представлен «Портрет Виктора Маргерита» – работа парижского периода из вашего собрания, которую вам удалось атрибутировать. Что это за история?

– Это одна из работ известной серии художника. В начале 1930-х годов Глущенко получил заказ написать серию портретов выдающихся деятелей Франции – друзей Советского Союза. Местонахождение некоторых полотен из этой серии было известно, например, портреты Ромена Роллана и Анри Барбюса хранятся в Музее литературы в Москве с 1930-х годов.

Любопытна история создания портрета Поля Синьяка. Глущенко изобразил известного французского художника у мольберта во время работы над пейзажем. В один из сеансов Синьяк попросил у него палитру и кисти и переписал пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
в пуантилистической манере. К сожалению, где находится сейчас этот портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
- неизвестно. По неофициальным данным, часть произведений Николай Петрович оставлял в Бухаресте, где жил брат Марьи Давыдовны – владелец завода грампластинок Илья Бронштейн. Илья помогал их реализовывать. Говорят, этот портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Глущенко оставил у него.

Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Виктора Маргерита два года назад я увидел на сайте нью-йоркского аукционного дома «Shapiro». Авторство Глущенко было определено, работа называлась «Портрет мужчины в желтом шарфе». Я узнал этот портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
по репродукции в монографии Анри Пулея «Глущенко» 1933 года и приобрел работу через моего приятеля в Нью-Йорке. Глущенко намеревался передать портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
в Харьковский музей литературы, этому помешала первая волна репрессий против украинизации в Харькове. Музей был расформирован.
Николай Петрович Глущенко. Портрет Виктора Маргерита
Портрет Виктора Маргерита
1932, 64×48 см

– Проведя в Европе 18 лет, Глущенко вернулся на родину. Сложно ли ему было адаптироваться к новой жизни в СССР, неизвестной для него стране, и как его встретили? 

– Глущенко хотел уехать из Франции еще в 1935 году, понимая, что ему угрожает опасность. Многие из окружения Глущенко знали, что он разведчик, в диаспоре его порой называли «наш шпион». Но он не получил разрешение от военного руководства и еще год оставался в Париже. Советская жизнь для семьи Глущенко началась в 1936 году с того, что им предоставили комнату площадью 9 метров в коммунальной квартире на улице Беговая в Москве.

Вернувшись домой, Глущенко оказался в двойственной ситуации: с одной стороны, он находился под защитой силовых структур, а с другой – по мнению советского общества – был репатриантом и врагом. В архиве я видел любопытный документ, характеризующий жизнь художника в то время. Некий человек по кличке «Агафон» написал на Глущенко донос, дескать он вернулся в Украину устанавливать контакт с некими национал-фашистами и поддерживает связь с зарубежными контрреволюционерами. На донесении напротив имени «Агафон» сохранилась надпись: «Расстрелян как провокатор». Представить сложно, под каким давлением находился Глущенко! Кстати, когда я еще работал с архивом, генерал Голушко говорил, что в комитете к Глущенко было очень уважительное отношение как к профессионалу высокого уровня, и человеку, который никогда не писал доносов.
Николай Петрович Глущенко. Воскресный день на Днепре
Воскресный день на Днепре
1948, 99.5×143.5 см
Николай Петрович Глущенко. Зима
Зима
2, 52×70 см
Николай Петрович Глущенко. Под Обуховым
Под Обуховым
1965, 83×121 см

– Эдуард Александрович, говорят, Глущенко был очень импозантным мужчиной, любил изысканные костюмы и выглядел европейским денди?

- Мне рассказывали, как в 1938 году Глущенко приехал в Киев с выставкой своих работ, написанных во Франции и Испании. Появление художника в желтом клетчатом пиджаке, бриджах, кепке и бабочке произвело сильное впечатление на советскую публику, и за ним прочно закрепилось прозвище «Француз».

- Из кармана его пиджака часто выглядывала газета «Юманите». Как только издание французских коммунистов появлялась в печати, Николай Петрович шел за свежим выпуском в киоск на Крещатике – добавляет Николай Павлович.
Николай Петрович Глущенко. Прованский пейзаж
Прованский пейзаж
1930-е , 73.5×100.5 см

– Много лет Глущенко прожил в атмосфере полной свободы творчества, а в СССР единственным официальным направлением в искусстве был соцреализм
Социалистический реализм — художественный метод, распространенный в искусстве СССР и других социалистических стран. Был одобрен на партийном съезде 1932 года как инструмент для укрепления авторитета партии и продвижения государственных идей. Читать дальше
. Удалось ли художнику безболезненно пережить изменения и "вписаться" в круг советских художников?


– Знаковым событием для творчества Глущенко была московская выставка, в которой он принимал участие вместе с Рыбченковым, Шварцом и Морозовым в 1943 году. Во время обсуждения этой выставки выступил Федоров-Давыдов, весьма авторитетный искусствовед тех лет, раздававший ярлыки, от которых зависели судьбы художников. Сохранилась стенограмма его выступления, в которой он признавал Глущенко талантливым художником, но для адаптации в советском искусстве рекомендовал расстаться с увлечением творчеством европейских художников. В рецензии прочитывалась скрытая угроза, и в работах художника произошли значительные стилистические изменения – в 1940-е годы и до середины 1950-х годов. Позже в интервью он говорил, что с сожалением смотрит на многие картины, написанные в эти годы и они ему неинтересны. Когда Николай Петрович был уже смертельно болен, он отобрал более двухсот работ для уничтожения. Но никто не осмелился исполнить волю художника, работы сохранились, часть из них хранится в фондах Национального художественного музея Украины.

Как символ появления нового этапа в творчестве Глущенко на выставке представлена картина «Оттепель» 1959 года, – это любимая работа художника, она висела у него дома в гостиной над диваном.




Николай Петрович Глущенко. Оттепель
Оттепель
1959, 80×100 см

- Во второй половине 1950-х, как только забрезжила свобода, он начал возвращаться к себе – к своим любимым набистам, фовистам (не к импрессионистам, как часто пишут в прессе). Он очень любил художников группы «Наби»Боннара, Валлотона, Вюйара, фовистов – Матисса, Дерена, Руо.

Николай Петрович с Марьей Давыдовной снова могли путешествовать по Европе. Из творческих командировок по Италии, Бельгии, Швейцарии художник возвращался с новыми работами.
Николай Петрович Глущенко. Улица в Неаполе
Улица в Неаполе
1960-е , 86×61 см
Николай Петрович Глущенко. Лондон
Лондон
1966, 50×79.5 см
Николай Петрович Глущенко. Париж
Париж
1960-е , 49.5×70.5 см

– Эдуард Александрович, с кем Глущенко поддерживал дружеские отношения?

– В Москве Глущенко жил до 1943 года, дружил с Дейнекой и Нисским, их объединяла любовь к спорту. Художник еще во Франции имел серьезные спортивные достижения. Один только факт, что он был десятиборцем, говорит о его атлетической подготовке. Глущенко занимался боксом, говорят, он был чемпионом Парижа по плаванию. В одном из интервью он рассказывал, как во Франции брал уроки игры в теннис у знаменитых французских теннисистов, а вместо оплаты писал их портреты.

В Киеве Глущенко дружил с творческой интеллигенцией. Среди его друзей были поэты и писатели Рыльский, Первомайский, Корнейчук, Бажан. Из художников его друзьями были Адальберт Эрдели и Роман Сельский – лидеры областных школ. Глущенко любил мастеров-новаторов, а у Эрдели и Сельского кроме этого была и западная школа, которая импонировала Николаю Петровичу. Руководство Союза художников в Киеве всячески третировало Эрдели, воспринимая его как ярко выраженного «несоветского» живописца. Тем не менее, Николай Петрович поддерживал закарпатского мастера. Об их дружбе свидетельствует тот факт, что когда Глущенко бывал в Ужгороде, он останавливался у Эрдели, а когда Эрдели приезжал в Киев, то жил в квартире Глущенко на углу Большой Житомирской и Владимирской.

Известна одна история, которую мне рассказали львовяне. После войны Глущенко направили на Западную Украину «разобраться» с творческими объединениями, которые организовывались под эгидой Союза художников Украины. Перед началом собрания, на котором львовские художники должны были высказаться об их отношении к советскому искусству и власти, Глущенко написал записку Сельскому: «Скажи, чтобы при мне не болтали» – так он постарался удержать художников от публичных заявлений, которые могли бы им навредить.
Николай Петрович Глущенко. Владимирская горка
Владимирская горка
1976, 80×100 см
Николай Петрович Глущенко. Обнаженная на диване
Обнаженная на диване
1970-е , 86×105 см
Николай Петрович Глущенко. Цветы
Цветы
1970, 81.5×58.5 см

– Во Львов отправили целый десант «правильных» реалистов, – продолжает рассказ Николай Павлович. – Они давали уроки уже состоявшимся художникам, показывая как надо писать. Например, Сельский до 1983 года не выставлял работы: при той живописи, которую он реализовывал, у него бы точно были неприятности.

– «Правильное искусство», о котором говорит Николай Павлович, это серьезная машина, которая «проезжалась» по всему творческому и интересному в те годы, – объясняет Эдуард Александрович. – Глущенко отличался тем, что всегда старался поддерживать всё талантливое и многообещающее, особенно когда у него появилась такая возможность. Некоторое время он был главой закупочной комиссии в Союзе художников. Мне рассказывали, как он отбирал работы. Вспомним, что в те годы для художника это было единственной возможностью продать свои произведения, и такие «смотрины» имели для него колоссальное значение. Глущенко ходил по залу с выставленными работами и останавливался у работ молодых талантливых художников. У него спрашивали: «Николай Петрович, будем брать работу?» Он говорит: «Да, будем». «Сколько, рублей 200?». Он, приставляя руку к уху, переспрашивал: «Сколько вы говорите? 350?». В последние годы Николай Петрович начал терять слух, но свой недуг использовал на благо.
Николай Петрович Глущенко. Художник и модель (Автопортрет с натурщицей)
Художник и модель (Автопортрет с натурщицей)
1970-е , 80.5×105.1 см

О стилистических особенностях творчества Глущенко оба наших собеседника, коллекционер и искусствовед, имеют собственные суждения:

Николай Павлович: «Он ярко выраженный матиссовец, хотя и немецкий экспрессионизм
Как и для любого мощного художественного движения, для экспрессионизма невозможно назвать точную дату или год рождения. Невозможно провести границу на карте и указать территорию, на которой экспрессионизм родился и окреп. Все приблизительно. Кроме одной железобетонной пространственно-временной характеристики: северная Европа накануне Первой мировой войны. Экспрессионизм – это авангардное художественное течение, новое трагическое мировоззрение и целый свод многозначительных мотивов, символов и мифов. И, кстати, это революционная реакция не только на поношенное, безжизненное традиционное академическое искусство, но и на светлую, идиллическую, южную импрессионистскую «видимость» мира.
Читать дальше
присутствует у него изначально и по ситуации появляется в работах. Но цветовая гамма у него все же Матисса».


Эдуард Александрович: «У Николая Петровича всё своё, Глущенковское. Прелесть его работ заключается в том, что они имеют свой ярко выраженный стиль, неповторимый колорит. По моему мнению, Глущенко является лучшим колористом среди украинских живописцев ХХ века».
Николай Петрович Глущенко. На стройке
На стройке
1967, 79.5×59.5 см
Николай Петрович Глущенко. Весенний сад
Весенний сад
1966, 70.5×91 см
Николай Петрович Глущенко. Натюрморт на фоне камина
Натюрморт на фоне камина
60×79.5 см
Николай Петрович Глущенко. Весеннее цветение
Весеннее цветение
1970-е

– Как, на ваш взгляд, Глущенко удалось стать выдающимся художником, имея еще одну специфическую профессию разведчика, требующую немалой выдержки и сосредоточенности?

Николай Павлович: Это очень интересное явление, но Глущенко - не единственный художник-разведчик в мировой истории. Я думаю, творчество для него было способом релаксации, сегодня это называется психотерапия. Быть все время настороже и контролировать себя очень сложно, искусство помогало ему сохранять спокойствие. В живописи он выплескивался, говорил сам с собой, делал то, что ему нравилось без всякого рецензирования. Огромное преимущество его творчества именно в раскованности. Последние годы в его работах можно увидеть полную свободу цвета и пластики, он делал то, что хотел.

Эдуард Александрович: Глущенко обладал потрясающей самоорганизацией и следовал жесточайшему распорядку: вставал в полседьмого, ложился в половину одиннадцатого... Думаю, что постоянная физическая и умственная мобилизация помогали ему в разведывательной деятельности, хотя все же в первую очередь он был художником, а потом разведчиком, пусть и очень успешным.
Николай Петрович Глущенко. Полевые цветы
Полевые цветы
1977

Выставка «Глущенко. Штрихи к портрету художника» в галерее НЮ
Ню – жанр искусства, в центре внимания которого находится эстетика обнаженного человеческого тела. Название жанра – ню – сокращение от французского слова nudité — «нагота, обнажённость». Читать дальше
АРТ продлится до 31 марта 2018 года.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме