А музейные работники против! Рассказываем, почему возмущаются сотрудники ведущих мировых музеев и за что из фильма «Берлин, я люблю тебя» вырезали короткометражку китайского художинка-дисидента Ай Вэйвэя. Представляем обзор новостей из мира искусства, попавших на главные страницы мировых СМИ.

Ай Вэйвэй снова попал под цензуру


Короткометражку китайского художника-диссидента Ай Вэйвэя вырезали из антологии «Берлин, я люблю тебя» безо всякого уведомления создателя. Художник обвиняет продюсеров в цензуре: Ай Вэйвэй, ныне живущий и работающий в Берлине, заявил, что продюсеры боятся реакции китайского правительства.
При том именно Ай Вэйвэй был первым художником, согласившимся принять участие в съемке всемирно известной антологии. Работу над фильмом он начал еще в 2015 году, пока он еще находился под домашним арестом в Китае. Вся подготовка к съемкам велась по скайпу. В фильме художник рассказал о своем на тот момент шестилетнем сыне Ай Лао и своей девушке, кинематографистке Ван Фен, живущих в Берлине.

В своем официальном заявлении Ай Вэйвэй делает акцент на том, как китайская цензура, ранее порицаемая западным миром, проникла в Европу. В качестве примера Ай Вэйвэй приводит Берлинский кинофестиваль, где показали только те китайские фильмы, которые, по его словам, прошли тщательную проверку китайской комиссии по цензуре. Объяснение происходящего, к сожалению, слишком прозаично: виной всему рыночные отношения, которые сегодня по всему миру тесно связаны с китайскими инвестициями. В интервью New York Times художник сказал, что «фильм был совершенно не политическим» и что «печально видеть, как западные создатели и институты так очевидно подчиняются китайской цензуре».
Продюсеры проекта Клаус Клаузен и Эдда Райзер не замедлили с ответной реакцией. Согласно интервью а Los Angeles Times, «они недооценили силу Китая» и «разочарованы, что не получили должной поддержки в свободном мире».

Фильм «Берлин, я люблю тебя» вышел на экраны 8 февраля. В сборник вошло 8 короткометражек авторства 11 режиссеров. Критика в целом приняла фильм неодобрительно, считая, что фильм неубедительно "раскрывает" Берлин и не отражает суть этого города.

Активисты против "лекарства-наркотика" от Саклеров и денег нефтяного гиганта


Музейный акционизм – явление далеко не новое, но в последние годы он начал набирать как никогда серьезные обороты. В Британском музее в Лондоне и в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке прошли акции, которые могут кардинально изменить современную систему финансирования научных и культурных проектов.

Сотни демонстрантов устроили пикет в Британском музее


В феврале активисты устроили масштабную демонстрацию у Британского музея с целью выразить позицию против связей нефтяного гиганта BP с музеем и другими институциями. Акция была проведена также для того, чтобы в очередной раз привлечь внимание к проблеме изменения климата. Демонстрация устроена представителями группы BP or Not To BP? в которой числится около 350 человек. Активисты образовали большое кольцо вокруг исторического читального зала музея, развесив плакаты с портретом одного из должностных лиц МИДа и цитата этого деятеля: «Ирак – большая нефтяная перспектива, BP отчаянно пытается попасть туда». The Artnewspaper назвала эту демонстрацию крупнейшей в истории против финансирования от нефтяной компании.

В настоящее время BP спонсирует выставку «Я Ашшурбанипал: король мира, король Ассирии», которая посвящена искусству древнего Ближнего Востока. Представитель BP или Not To BP? сказал в интервью artnet: «Оскорбительно, что компания участвует во вторжении в страну, при этом спонсируя выставку иракского наследия».

Протест усиливает давление на музейных директоров и попечителей, желая добиться полного отказа от финансирования, которое активисты называют «испорченным».
Фото: демонстрация в Британском музее (с) Diana More, courtesy of BP or not BP?

Акция и демонстрация в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке

Почти в то же время на другом конце света более сотни активистов устроили демонстрацию в нью-йоркском музее Гуггенхайма. Они проникли в одно из зданий музея и развернули алые транспоранты с надписями «Позор Саклеру», «200 умирающих каждый день», «400 000 мертвых». А на головы простых посетителей они сыпали тысячи бумажек с рецептами на оксиконтин. Этот протест был организован фотохудожницей Нэн Голдин и ее организацией P.A.I.N. (Prescription Addiction Intervention Now).

Кто такие Саклеры?

Династия Саклеров, согласно Forbes, – одна из самых богатых семей США. Свою империю они построили на своей фармакологической фирме Purdue Pharma, которая разработала сильнодействующий обезболивающий препарат оксиконтин. Главный действующий компонент этого препарата – близкий родственник героина. От передозировки препаратом погибает 145 американцев ежедневно. По истечении срока лицензии на препарат, об опасности которого публично заявил Дональд Трамп, слегка изменяют так, чтобы снова продавать по сути то же самое "лекарство", вызывающее зависимость. Наряду со всем  этим Саклеры – известные филантропы, финансирующие множество культурных и научных программ и проектов по всему миру. В Британском музее в Лондоне, в парижском Лувре и нью-йоркском Метрополитен-музее в их честь названы залы, их фамилию можно найти в названиях образовательных программ, лабораторий десятков институтов, научно-исследовательских центров в США, Израиля, Великобритании и других странах.

Возглавившая протесты художница Нэн Голдин объявила, что она откажется от предложения провести ретроспективную выставку, которое, по ее словам, она получила от Национальной портретной галереи Лондона, если музей примет пожертвование в размере 1 млн фунтов стерлингов от Фонда Саклера. Нэн Голдин требует от администрации музея отказа от многомиллионных пожертвований от семьи Рэймонда Саклера. Помимо многочисленных спонсируемых скандальной семьей выставок, в музее Гуггенхайма под эгидой Фонда Саклеров проходят еще и образовательные программы.
Фото: демонстрация в Музее Гуггенхайма (с) Caroline Goldstein


«Этика возвращается в искусство», – так СМИ говорят о подобных протестах, участившихся по всему миру. Общественные организации и акстивистские группы требуют от администраций культурных и научных институций более ответственного и избирательного подхода к финансированию, получаемого от компаний с сомнительной репутацией.

По материалам news.artnet.com, newyorktimes.com, latimes.com и других интернет-источников.

Главная иллюстрация: демонстрация в Музее Гуггенхайма, artnet (с) Caroline Goldstein

Автор: Анна Знаенок