Жизнь Винсента Ван Гога при всем желании нельзя назвать легкой и беззаботной. Однако художнику можно было похвастаться хотя бы тем, что у него была возможность путешествовать. За свою жизнь Винсент успел пожить во множестве городов и сменить добрый десяток жилищ. И как, наверное, любой художник, он периодически писал то, что видел из окна. Где бы он ни оказывался: в родительском доме, в крошечной студии в Гааге или даже в психиатрической лечебнице – Ван Гог всегда находил вдохновение в любом пейзаже.
Винсент Ван Гог. Коринфский ордер
Коринфский ордер
1863


Грот-Зюндерт


Рисунок с пилястрой – одна из первых сохранившихся работ Винсента. Он был сделан в 1863 году, когда будущему художнику еще прочили карьеру продавца живописи и никто даже представить не мог, насколько знаменитой станет спустя десятилетия фамилия Ван Гог. Долгое время оставалось неизвестным, откуда именно Винсент срисовывал эту пилястру. Однако во время создания документального фильма «Все о Ван Гоге» арт-критик и режиссер Вальдемар Янушчак обнаружил такие же пилястры на здании ратуши голландского городка Грот-Зюндерт (см. фото вверху). В этом городе Ван Гог родился, здесь прошли его детство и юность. Дом пастора, отца Винсента, находился как раз напротив ратуши, и будущий художник видел эти пилястры из своего окна каждый день.
Винсент Ван Гог. Крыши, вид из мастерской Ван Гога
Крыши, вид из мастерской Ван Гога
21.07.1882, 39×55 см

1.1. Плотницкий цех и прачечная из окна студии художника, 1882
1.2. Вид из окна студии Винсента зимой, 1883

Гаага


В декабре 1881 года Винсент в очередной раз сбежал из родительского дома и приехал в Гаагу. Вероятнее всего, его жилище было небольшим и не слишком уютным. Но здесь у него появилась семья, о которой он так мечтал – Син и двое ее детей. Конечно, денег постоянно не хватало, да и семейное счастье длилось совсем недолго, однако именно здесь, в своей собственной студии, Винсент наконец-то начал писать столько и так, как ему хотелось. Но пока он только подбирается к работам маслом и очень осторожно шлифует собственный стиль. В Гааге он пишет две акварели с видом из окна своей студии. Третья датирована 1883 годом: Винсент либо дописывал ее после отъезда, либо воссоздавал зимний пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
по памяти. Благодаря этим акварелям можно сделать вывод, что квартира-студия Ван Гога находилась на самом краю города: дальше только поля и уходящая вдаль дорога.

1.1. Вид из комнаты Винсента на улице Лепик, 1887
1.2. Вид Парижа из комнаты на улице Лепик, 1887

Париж


Парижский период стал переломным в творчестве Ван Гога. Во-первых, здесь он уже преимущественно пишет маслом. А во-вторых, открыв для себя японскую живопись и искусство импрессионистов, Винсент начинает понемногу выкристаллизовывать собственную художественную индивидуальность. В Париже Ван Гог жил вместе с братом Тео на Рю Лепик. Чаще всего он рисовал на пленэре, однако и из этого периода сохранилось несколько работ, изображающих вид из окна жилища Винсента. Первая работа, похоже, написана ранним утром. Художник легкими, невесомыми мазками изображает прозрачность воздуха и дымку, окружающую спящие пока дома. Вторая картина кажется более «полновесной», более осязаемой, дома на ней как будто слеплены из маленьких шариков пластилина
Винсент Ван Гог. Вид из комнаты на улице Лепик
Вид из комнаты на улице Лепик
1887, 39.5×53.9 см

Есть еще одна работа с видом из парижского окна: рисунок, выполненный карандашом и чернилами. Здесь Ван Гог словно возвращается в прошлое, ностальгируя по былым временам и покинутым им городам.
Винсент Ван Гог. Окно убежища
Окно убежища
Октябрь 1889, 62×47.6 см


Сен-Реми


В госпитале Сен-Поль-де-Мозоль, несмотря на сложный характер и периодические приступы агрессии, Винсент был на хорошем счету. Ему не только позволяли рисовать, но даже оборудовали для него собственную студию. В этой комнатке, которая, видимо, была не самым приветливым местом, Ван Гог проводил все свободное время. Здесь он часто пишет пшеничное поле позади госпиталя, наблюдая, как оно меняется в течение года. На одной из картин Винсент изображает окно этой самой студии, которое в некоторой степени было для него окном в свободный окружающий мир (все-таки свободы психически нездорового художника были сильно ограничены). Грязно-оранжевые стены студии производят довольно гнетущее впечатление, в то время как за окном, забранным решеткой, виднеется зелень деревьев и клочок безмятежно голубого неба. Ну и, наконец, самая знаменитая картина Винсента, изображающая вид из окна – это, конечно же, «Звездная ночь». Долгие бессонные часы проводил Ван Гог у окна своей комнаты с бумагой и карандашом, чтобы в конце концов создать настоящий шедевр.

Автор: Евгения Сидельникова