5 февраля наступает год Жёлтой Земляной Свиньи по китайскому календарю. Конечно, и за пределами Китая многие не упустят возможность лишний раз встретить Новый год (тем более праздновать его следует целых две недели). Артхив же не упустит случая рассказать несколько историй о картинах и гравюрах со свиньями.

Свинья святого Антония



Святой Антоний на картине, которая приписывается Босху, усердно молится, а дьявол, чтобы отвлечь его, подсылает разнокалиберных монстров - один другого чуднее. Рядом с беснующимися тварями - премилая свинка с колокольчиком в ухе: традиционно свинья символизирует похоть и ненасытность, но колокольчик переводит её в разряд положительных героев.
Иероним Босх. Искушение святого Антония
Искушение святого Антония
1490-е , 73×52.2 см
Святой Антоний считался покровителем  людей, страдающих эрготизмом: это мучительное заболевание, среди симптомов которого психические расстройства и гангрена, вызывают алкалоиды спорыньи - грибка, который часто поражал ржаную муку. Лечением таких больных занималось Госпитальное братство святого Антони: монахи запасали не заражённый грибком хлеб на случай эпидемий, а язвы на гангренозных конечностях смазывали свиным салом. Свиней для получения сала выращивали сами. Свиньям, которых разводили монахи-антониты, разрешалось пастись на особых угодьях, - и колокольчик отличал этих "лечебных" свиней от всех других.

Поросёнок с плохими известиями (и генами)



1496-м об этой свинье из небольшой эльзасской деревушки говорила вся Германия: листовки с её изображением и описанием пользовались большой популярностью и распространяли панику - рождение животных с генетическими отклонениями считалось предвестником больших катастроф, вплоть до конца света. У свиньи была одна голова, четыре уха, два языка, два туловища и 8 ног - две из них сверху.
Альбрехт Дюрер. Поросёнок-уродец из Ландсера
Поросёнок-уродец из Ландсера
1496, 11.9×12.7 см

Дюрер не мог видеть этого монстра: поросёнок прожил всего один день. Но его гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
производит впечатление репортажного фото: свинью он воспроизвёл по описанием (и прибавил ей возраста), но поставил её на фоне реального замка из Ландсера. В 1515-м Дюрер возьмётся изобразить носорога, которого никогда не видел, положившись на рисунки и описания очевидцев. И это будет не так удачно, как вышло со свиньёй (всё-таки здоровых свиней он повидал много) - носорог Дюрера носит латы и рог на спине.

В стране бегающих жареных поросят



Бегающий жареный поросёнок (сразу с ножом, чтоб лентяй мог без промедление отрезать ломтик посочнее) и очищенное яйцо - одни из самых ярких персонажей Страны лентяев: жители этой страны не будут выращивать домашний скот и тратить силы на приготовление обеда - еда сама устремляется им навстречу. Своё последнее усилие они предприняли, когда прогрызли в горе из каши (в верхнем правом углу картины) лаз в эту волшебную страну.
Питер Брейгель Старший. Страна лентяев
Страна лентяев
1567, 51.5×78.3 см

Жители страны, развалившиеся под столом с яствами, напоминающим колесо Фортуны, думают, что поймали удачу за хвост. Но Брейгель их, конечно, осуждает. И высмеивает он не только лень - порок, которому подвержены люди разных сословий: на картине разлеглись крестьянин, солдат и учёный. Это ещё и политическая сатира. Это ещё и высказывание по актуальной повестке. Герцог Альба с испанскими отрядами как раз прошёлся по территории Нидерландов, истребляя "еретиков" (протестантов): под впечатлением от ужасов этой кампании Брейгель уже написал картину "Триумф смерти", а здесь он намекает своему народу, что не время сидеть с открытым ртом, ожидая. когда в него залетит жареная птица. И о мечты о домах, с крышами из пирогов, тоже не ко времени. 

Что же до свиней, они неоднократно помогали Брейгелю с улыбкой поучать зрителей. Вот бонусная подборка фрагментов картины Брейгеля "Нидерландские пословицы":


Свиньи в гостиной



Эту картину Рубенс написал, чтоб повесить в собственной гостиной. И она принадлежала художнику до самой его смерти. Рубенсоведов здесь интересует верхний правый угол картины - там один из первых опытов Рубенса в жанре пейзажа. Нас же - правый нижний, с иллюстрацией к Притче о блудном сыне из Евангелия от Луки.
Питер Пауль Рубенс. Возвращение блудного сына
Возвращение блудного сына
1619, 107×155 см

Младший из двух сыновей просит у отца свою долю наследства - и отправляется во все тяжкие: когда наследство потрачено, он вынужден пасти свиней, а голоден так, что "рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему" (под рожками имеются в виду плоды рожкового дерева - евреи ели их только в голодные годы, а в благополучное время кормили ими скот). 

В метафорическом смысле притча иллюстрирует всепрощение Бога-отца: сын ушёл от него, но когда одумался и вернулся - был принят в отцовские объятия. Блудному сыну Рубенса ещё только предстоит вернуться к отцу и молить о прощении, пока же он молит о том, чтобы ему разрешили разделить трапезу со свиньями. И делает это куда более эмоционально, чем блудный сын Дюрера, например (что отлично демонстрирует разницу между искусством барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
Читать дальше
и Возрождения).

Как семья сама себе свинью подложила



Ян Стен прославился картинами с изображением шумных, развратных и неряшливых семейств (1, 2). С такой темой легко скатиться в занудство, но Стена спасло чувство юмора.
Ян Стен. Расстроенное хозяйство (Кавардак)
Расстроенное хозяйство (Кавардак)
1663, 105×145 см

Хозяйка дома, изображённого на картине "Кавардак", уснула - и в доме всё перевернулось вверх дном: собака принялась дегустировать пирог, малограмотная женщина поучают мужчину с книгой, мальчик курит, а девушка, которой надо бы излучать скромность, флиртует с кавалером.

В этой суматохе свинья пробралась в дом - и до неё нет никакого дела никому, кроме любвеобильного кавалера, который мечет розы (мы сказали бы - бисер) перед свиньёй: традиция буквально иллюстрировать пословицы актуальна и спустя 100 лет после Босха и Брейгеля, которые очень в этом преуспели. Над головам всех этих бесстыдников висит корзина - символ судьбы: она наполнена тем, что рано или поздно обрушится на головы этих грешников - так, костыль символизирует бедность, а про розги и так всё понятно.  




Свинство в античной мифологии



Богиня-чародейка Цирцея прославилась своим умением причинять вред мужчинам. Своего мужа - царя сарматов - она отравила, чтобы занять трон. Чуть больше повезло мужчинам, которые не ответили взаимностью на любовь Цирцеи (хоть она и была красавицей): морского бога Главка она с помощью зелья превратила в чудовище, а ещё одного царя, на которого положила глаз, - в дятла.

Но самое известное и масштабное злодеяние Цирцеи описано в "Одиссее" Гомера: с помощью зелья она превратила спутников Одиссея (больше 20-ти человек!) в свиней.
Брайтон Ривьер. Цирцея со свиньями
Цирцея со свиньями
1896

Нет, ничего крепостью в 40 градусов они не пили: только вино и волшебство.

Чином гостей посадивши на кресла и стулья, Цирцея
Смесь из сыра и меду с ячменной мукой и с прамнейским
Светлым вином подала им, подсыпав волшебного зелья
В чашу, чтоб память у них об отчизне пропала; когда же
Ею был подан, а ими отведан напиток, ударом
Быстрым жезла загнала чародейка в свиную закутку
Всех; очутился там каждый с щетинистой кожей, с свиною
Мордой и с хрюком свиным, не утратив, однако, рассудка.
("Одиссея", перевод В.А. Жуковского)

К счастью, Одиссей, которому Гермес дал противоядие от зелий Цирцеи, спас своих товарищей. Ему "пришлось" разделить ложе с богиней и попировать за её столом - и она вернула его друзьям человеческие обличья (и даже сверх того - мужчины стали ещё крепче и краше, чем до того, как побывали в свиной шкуре).

Английский живописец Брайтон Ривьер специализировался на анималистике, поэтому он изображает не спасательную операцию в исполнении Одиссея, а самих свиней. Как сказано у Гомера, они сохранили человеческий разум - так что могли осознать ужас своего положения: Ривьер и сосредоточился на эмоциональных свиных физиономиях.

Синтетические свиньи


Поль Гоген. Свиное стадо, Бретань
Свиное стадо, Бретань
1888

Наконец мы добрались до свинок, не обременённых тяжелыми смыслами и многозначительными намёками.

Гоген, как и многие другие художники из Европы и Америки в конце 19-го века, прибыл в Бретань в поисках картин патриархальной жизни, не тронутой прогрессом. И нашёл. Не только деревенские пасторали и свинок, но и новый художественный метод - синтетизм: его приверженцы соединяют на полотне  то, что видят в реальности, и свои чувства по отношению к изображаемому. Именно субъективные чувства делают колорит картин неправдоподобно ярким. Что касается свинок, надеемся, это не внутренние демоны Гогена (они бы должны быть пострашнее), а животные, которых он наблюдал в реальности. 

Если бы свинья могла рисовать



Американский художник Джейми Уайет писал портреты многих знаменитостей - Джона Кеннеди, Энди Уорхола, Арнольда Шварценеггера, своего великого отца, в конце концов. И первый успех ему обеспечил тоже портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
.
Джейми Уайет. Портрет свиньи
Портрет свиньи
1970, 122×213 см

В 1971-м Джейми представил свои работы на совместной выставке с отцом и дедом. Гвоздём программы стала огромная - больше двух метров в ширину - картина самого младшего из Уайетов. Это был "Портрет свиньи". В самом буквальном смысле. 

Свинок Уайет будет писать множество раз (1, 2, 3): он подолгу живет на своей ферме, так что они для него - никакая не экзотика, а обычные соседи. Уайет относится к этим своим моделям со всей серьёзностью: запечатлевает не только их аппетитные формы, но и характеры. И последнее ему удаётся, даже когда на картине представлен только вид сзади!

«Когда я изображаю чайку или свинью, мне нравится думать, что, если бы эта свинья умела рисовать, то нарисовала бы себя в точности так, как это сделал я. Вот что меня будоражит», - говорит Джейми Уайет.

Главная иллюстрация: Зима

Автор: Наталья Кандаурова