Сегодня этот британский художник XVIII века известен и любим за свои анатомически точные и отменно реалистичные изображения великолепных животных. Выставка «Стаббс и дикая природа», которую организовал Музей Холбёрна в Бате, предлагает нестандартное прочтение его картин. Кураторы акцентируют внимание зрителей на противоречии между внешним соблюдением приличий и внутренней тягой к необузданной дикой природе, характерное для общества Георгианской эпохи.

Эта экспозиция входит в серию показов, которыми художественная галерея отмечает 100-летие своего переезда в Сидней Гарденс.




Первой выставкой, посвящённой юбилею Музея Холбёрна, стала «Импрессионизм: фиксация жизни» из 28-ми шедевров Эдгара Дега, Берты Моризо, Камиля Писсарро, Пьера-Огюста Ренуара, Альфреда Сислея и других художников конца XIX века


Джордж Стаббс, «Преподобный Роберт Картер Телвелл и его семья» (1776). Коллекция Музея Холбёрн


Отправной точкой для выставки «Стаббс и дикая природа» стал типичный для художника групповой портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
«Преподобный Роберт Картер Телвелл и его семья», изображающий благовоспитанных британцев Георгианского периода и их лошадей. Но в экспозиции есть и образы диких животных, представляющие живописца неутомимым исследователем природы и смелым техническим новатором.
Джордж Стаббс. Автопортрет
Автопортрет
1781, 67×51 см
О первых 35-ти годах жизни Джорджа Стаббса (1724 – 1806) известно немногое. Будущий художник-самоучка родился в семье кожевенника и торговца шкурами в Ливерпуле, до 15-ти – 16-летнего возраста работал на предприятии отца. Он с детства увлекался анатомией, и одна из самых ранних сохранившихся его работ – серия иллюстраций для учебника по акушерству, опубликованного в 1751 году.

Стаббс также получил звание доцента в области анатомии человека и животных при госпитале округа Йорк. В 1759 году он издал учебник «Анатомия лошадей», оригинальные рисунки к которому сейчас хранятся в Королевской академии. Тогда же 3-й герцог Ричмонд заказал ему три «конных» полотна. Впоследствии художник писал ещё для нескольких герцогов и лордов, а самое известное своё произведение – «Уистлиджейкет» (1762) с изображением встающего на дыбы коня – создал по просьбе 2-го маркиза Рокингема.

Слева: Джордж Стаббс, «Автопортрет» (1781)
Джордж Стаббс. Уистлиджейкет
Уистлиджейкет
1762, 29.2×24.6 см

Хотя Джордж Стаббс известен в первую очередь как художник-анималист, он также писал людей (в том числе – групповые портреты), жанровые и исторические картины, которые, впрочем, не пользовались успехом. Живописец скончался в возрасте 81 года. Ныне самой дорогой его работой является «Жеребец Джимкрэк на Ньюмаркетской пустоши с тренером, конюхом и жокеем» (1765). Неизвестный покупатель приобрёл её на торгах Christie's в 2011 году за 22,4 млн фунтов стерлингов (36 млн долларов).
Джордж Стаббс. Жеребец Джимкрэк с конюхом на Ньюмаркетской пустоши
Жеребец Джимкрэк с конюхом на Ньюмаркетской пустоши
1765, 96.5×186.5 см

Помимо лошадей и собак Стаббс изучал и других животных. С особым интересом он относился к диким экземплярам, которых привозили в Лондон из расширяющихся британских колоний. Американские лоси, леопарды, лемуры, антилопы и даже останки кенгуру считались ценными раритетами, а их владельцы поощряли учёного-живописца исследовать зверей и писать их для потомков.

1.1. Джордж Стаббс, «Мышиный лемур» (1773)
1.2. Джордж Стаббс, «Анатомия лошади» (1756 - 1758)
Джордж Стаббс. Падение Фаэтона
Падение Фаэтона
1777, 96.5×122 см

Мастеру хорошо удавалось передать особенности поведения и характера живых существ. В экспозицию включены самые очаровательные и увлекательные портреты зверей, великолепные фантазии на тему животного мира, изысканные гравюры и рисунки.


Джордж Стаббс. Конь, испуганный львом
Конь, испуганный львом
1770, 127×101 см
Джордж Стаббс. Лев и львица
Лев и львица
1778, 43×61 см
Джордж Стаббс. Лев, лежащий на скале
Лев, лежащий на скале
1775, 23×31 см
Джордж Стаббс. Лось
Лось
1770, 61×70.5 см

Выставка «Стаббс и дикая природа» в Музее Холбёрна продлится до 2 октября.



По материалам официального сайта Музея Холбёрна и других источников. Главная иллюстрация: Джордж Стаббс, «Два леопарда» (ок. 1776); частная коллекция