войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Живопись тушью

7 494 работы, 1 109 художников
Живопись тушью (нем. Tusche) - создание произведений изобразительного искусства на ткани или бумаге с помощью краски из сажи и связующего вещества. Тушь бывает жидкая, концентрированная и сухая, содержит шеллак или желатин и после высыхания не растворяется в воде. Для создания картины художник выбирает бумагу необходимой плотности и впитываемости, а изображение наносит жидкой тушью с помощью кисти, пера или деревянной палочки. Оттенок бумаги является "рабочим" цветовым компонентом в палитре. Живопись тушью требует от художника внимания, твердой руки, уверенных движений — эта техника не прощает ошибок. Инструмент в руках мастера чувствителен к малейшему нажиму на поверхность и мгновенно меняет толщину и направление линии рисунка. После высыхания краски изображение не разрушается под воздействием света, воды или спирта. Тушь позволяет создать тонкие линии, выделить детали, экспериментировать с насыщенностью тона. Художники используют краску в комбинации с прозрачной акварелью для создания контурных линий и «живописного скелета».

Исследователи нашли упоминание о красках из сажи в трактатах Древнего Египта и Китая. Художники Востока писали тушью на пергаменте и шелке и создавали изящные шедевры каллиграфии. В Египте краской затушевывали вырезанные на камне иероглифы. В Древнем Риме тушь применяли в качестве «придворных чернил». Совершенства живописной техники достигли китайские мастера, которые выработали лаконичный  и узнаваемый художественный язык: изящные витиеватые линии, изысканные узоры, гладкая блестящая фактура краски и разнообразие тонов. XV-XVII века стали «звездным часом» живописи тушью в Японии: мастера периода Эдо организовали художественные школы и сообщества последователей, выработали узнаваемые стили рисунка, создали галерею гротескных портретов и жанровых сцен, горных пейзажей и изображений цветов и животных. В Европе тушь стала любимицей великих живописцев XV-XVII веков – Рафаэля Санти, Сандро Боттичелли, Альбрехта Дюрера, Рембрандта ван Рейна, а в середине XVIII века утратила популярность у художников и уступила место сепии – красителю из пигмента головоногих моллюсков. В XX веке создатели произведений поп-арта вернули популярность ярким живописным картинам тушью из синтетических пигментов.

Залогом успешного воплощения замысла художника в живописи является качество материалов и их правильный выбор. Бумага для рисования бывает шероховатая и гладкая, белая и с оттенком, глянцевая водостойкая и хлопковая впитывающая влагу. Классическая тушь – жидкость черного цвета, которая при разведении водой дает живописцу палитру оттенков от светло-серого до угольно-черного. Монохромность краски обманчива: даже в черной туши глаз угадывает тончайшие голубые или коричневые оттенки. Художники экспериментируют с инструментами и техниками нанесения: с помощью кисти и процесса «отмывки» придают объем предметам и создают тональные переходы; пером выводят линии и выполняют штриховку; палочками из мягкого дерева прерывают изображение тончайшими линиями. Китайские мастера разработали технику живописи пальцем, японские – экспрессивное разбрызгивание. Рисунок тушью не ограничивает автора в выборе инструментов и степени разведения краски.

Картины тушью:
«Гротескный профиль» 1487, «Витрувианский человек» 1492 Леонардо да Винчи; «Женщина, несущая ребенка по лестнице» 1636, «Домик на опушке леса» 1644, «Четыре муллы под деревом» 1661 Рембрандт ван Рейн; «Погребение императора Павла I» 1779, «Фонтан-каскад и руины» 1791 Джакомо Кваренги; «Лежащая обнаженная» 1935 Анри Матисс.

Известные художники: Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер, Рембрандт ван Рейн, Питер Пауль Рубенс, Уильям Блейк, Винсент ван Гог, Утагава Кунисада, Роман Тыртов (Эрте), Анри Матисс.
Лента