войти
опубликовать

Литографии

4 574 работы, 883 художника
Литография (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую») – разновидность графики, которая основывается на технике плоской печати: перенесения краски с твердого носителя на бумагу с помощью печатного пресса. Термин означает и саму технику, и произведения изобразительного искусства, созданные с ее помощью. Художники рисуют картину на плоской твердой поверхности – литографском камне, который предварительно шлифуют водой с песком. Инструментами мастеру служит кисть, перо, жирная тушь и литографский карандаш. Камень с рисунком художник обрабатывает кислотами, которые вступают в реакцию с краской и образуют на камне слой соли. Мастер удаляет скипидаром остатки кислоты и смывает изображение, а затем наносит типографскую краску. Участки камня, где был рисунок жирной тушью, принимают краску, остальная поверхность остается чистой. На литографском станке-прессе мастер давлением переносит изображение на бумагу – создает картину-литографию. Техника позволяет тиражировать произведения, допускает корректуру рисунка и повторное шлифование камня, использование его для новой картины. Литография стала излюбленным видом печати художников-иллюстраторов, карикатуристов и создателей рекламной продукции.

Отцом литографии стал немец Иоганн Алоиз Зенефельдер, который в 1796-1798 годах в собственной типографии случайно открыл новую технику, а спустя 10 лет создал первую литографическую мастерскую и опубликовал «Точное руководство печатания на камне». Новая техника оказалась дешевле гравюры и завоевала популярность среди европейских художников. Изначально мастера создавали монохромные изображения. Для получения цветных картин оттиск вручную раскрашивали акварелью. В 30-х годах XIX столетия французы изобрели технику многоцветной литографии. Улицы европейских городов украсили театральные афиши, рекламная продукция, витрины с яркими обложками журналов. Во второй половине XIX века литография полюбилась импрессионистам, а в конце века Жюль Шере и Анри де Тулуз-Лотрек создавали гениальные образцы постеров и плакатов. В XX веке художники утратили интерес к плоской печати: литография уступила место офсетной печати и цинкографии.

Искусствоведы делят литографии на виды в зависимости от технологии создания. Художники вручную создают картины на печатной форме в автолитографии, используют отдельные плиты для каждого цвета в хромолитографии или цветной печати, применяют чувствительные к свету материалы в фотолитографии. Каждый оттиск имеет художественную ценность как оригинал авторской литографии, на котором художник ставит номер и подпись. С помощью плоской печати мастера создают пейзажи и жанровые сцены, иллюстрации к научным изданиям и популярной литературе, этикетки и карикатуры. Литографии передают все особенности художественного языка автора - представители романтизма, экспрессионизмаабстрактного искусства и других стилей с удовольствием пользовались техникой. Отдельным жанром стала религиозная литография – печатные изображения святых выпускали в монастырских типографиях. Литографические изображения сделали доступным широкой публике искусство великих художников и начинающих дарований.

Известные картины-литографии:
«Повозка с углем» 1821, «Нищий старик» 1821, «Французский кузнец» 1822 Теодор Жерико; «Аристид Брюан в Амбассадоре», «Японский диван» 1893  Анри де Тулуз-Лотрек; «Игрок» 1897, «Парсифаль» 1891, «Ведьма в змеином ореоле» 1899 Одилон Редон; «Вечерняя задумчивость», «Изумруд» 1899 Альфонс Муха; «Рисующие руки» 1948, «Относительность» 1953 Мауриц Корнелис Эшер.

Художники:
Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Анри де Тулуз-Лотрек, Оноре Домье, Анри Матисс, Альфонс Муха, Мауриц Корнелис Эшер.
Лента