войти
опубликовать

Живопись эмалью

222 работы, 34 художника
Современная станковая живопись эмалью – удивительная и очень редкая техника, в которой работает весьма ограниченное число художников. Как и в живописной миниатюре на эмали (которую еще называют финифть), такие картины пишутся на тонких медных пластинах и многократно обжигаются в муфельной печи. Процесс этот длительный и кропотливый, однако результат того стоит: ярким эмалевым краскам не страшно течение времен, а каждая картина абсолютно уникальна и неповторима. «Если бронзовая скульптура долговечна, то живопись на эмали вечна» - писал Леонардо да Винчи, и был прав.

Эмаль представляет собой порошковое стекло, которое при температурах от 600 до 850 градусов наплавляется на основу, способную выдержать такую температуру без деформации – металл, керамику, камень или то же стекло. Техника эмали - весьма старая технология, которая столетиями использовалась преимущественно в ювелирном и декоративно-прикладном искусстве. Самые древние предметы, украшенные эмалью – кольца – были найдены на Кипре и датируются XIII веком до н.э. Украшения в этой технике создавали мастера Древнего Египта и Древней Греции, скифы и сарматы, кельты и англосаксы. Во времена расцвета Византии эмаль использовали как заменитель драгоценных камней. Ренессанс привнес моду на миниатюрные портреты и пейзажи, выполненные в технике эмали, а также на изящные предметы быта – чернильницы, пресс-папье, ручки вееров. С XIII века технику эмали начали осваивать мастера Востока.

Интерес к станковой живописи эмалью возник в последней трети XX века. Для этого вида художественного искусства необходимо специальное оборудование, в первую очередь, электрическая печь, способная поддерживать широкий диапазон высоких температур. Каждая краска, использующаяся для создания эмали, имеет свой температурный диапазон обжига. При высоких температурах оксиды металлов, входящие в краски, разрушаются, тогда краска может потемнеть, а сам эмалевый слой – потрескаться. Поэтому от художника требуется не только профессиональная живописная подготовка, но и знания техники обжига эмали.

Одна из легенд современной живописи эмалью – американец Фред Болл, автор одной из крупнейших эмалевых фресок «The Way Home», которая состоит из 1488 квадратных пластин размером 12х12 дюймов, написанных на металле. Болл обобщил свои многолетние исследования свойств эмали в книге «Экспериментальные методы в эмалировании» (1972). В России техника станковой живописи эмалью начала развиваться к 1980-м годам. Художники используют как технику прямого письма эмалью по металлу, так и перегородчатую технику: на медную пластину припаиваются тонкие металлические контуры изображений, которые заполняются краской и обжигаются. Среди известных художников, работающих горячей эмалью – Александр Емельянов, Андрей Авдеев, мастера творческого клуба «Русские эмали», художники ростовской школы эмальеров.
Картины эмалью – живописные произведения, которые художник создает эмалевыми красками из смеси лака, растворителя и пигмента. Изображение радует глаз яркостью и блеском, а материалы – доступностью и устойчивостью к агрессивным воздействиям окружающей среды. Жидкая эмаль – токсична и пожароопасна. После высыхания краситель теряет пластичность, но не боится воды, моющих средств и высоких температур. Мастера создают эмалевые картины на грунтованной серебряной фольге, металлических пластинах, дереве и минеральных поверхностях; реже используют контрастные мазки эмалевых красок на холсте.

В конце XVIII века Михаил Васильевич Ломоносов разработал палитру эмалевых красок. В моду вошла портретная эмалевая миниатюра. Расцвет живописи «глянцевыми» красками наступил в XX веке. Мастера экспрессионизма, поп-арта и цветовой абстракции охотно использовали яркий блестящий краситель.

Картины лидера поп-арта Роя Лихтенштейна стали взрывом цвета и света. Серия работ «Взрыв стены» 1965 оправдывает название, а картины «Плачущая девушка» и «Вики! Я... я думал, что слышу твой голос!» 1964 знакомят с неповторимой авторской манерой письма. «Размышления над прудом с водяными лилиями», «Водяные лилии и японский мост», «Водяные лилии и облако» 1992 – знакомые сюжеты? Так выглядели бы пейзажи Клода Моне в исполнении неповторимым «Мазком кисти» 1964 Роя Лихтенштейна. Алкоголик со скверным характером Джексон Поллок не обошел вниманием эмалевую живопись и объединил цветастый глянец с экспрессивной техникой разбрызгивания. Художник писал эмалью знаменитые и завораживающие картины «Синие столбы» 1952, «Глубина» 1953. Не обошел вниманием яркую технику и Герхард Рихтер, один из самых влиятельных ныне живущих художников. Эмаль в работах немецкого живописца в полной мере раскрывает сочную многоцветность: серия «Синдбад» 2008 – волшебная абстрактная сказка. Работы Виктора Пивоварова являют противоположность яркой, блестящей и насыщенной палитре Рихтера. Эмаль на картинах серии циклов «Семь разговоров» 1977 и «Бессмертные 2000-е выглядит строгой, лаконичной и выразительной.

Картины эмалью: «Плачущая девушка» 1964, «Мазок кисти» 19654 Рой Лихтенштейн; «Номер один (Лавандовый туман)» 1950, «Глубина» 1953 Джексон Поллок; «Женщина II» 1949, «Новости Готэма» 1955 Виллем де Кунинг; серия «Цветовая шкала» 1966, серия «Синдбад» 2008 Герхард Рихтер; «Черное яблоко. Семь разговоров» 1978, «Керосиновая лампа. Бессмертные» 2009 Виктор Пивоваров..

Художники: Виллем де Кунинг, Рой Лихтенштейн, Пабло Пикассо, Виктор Пивоваров, Герхард Рихтер, Ракиб Шоу.

Лента