войти
опубликовать

Аэрография

110 работ, 22 художника
Аэрогрфия, или аэробрашинг – техника нанесения рисунка на поверхность при помощи специального прибора – аэрографа. Художники используют жидкие или порошковые краски, которые распыляются под давлением. Искусство аэрографии очень эффектно смотрится, но требует базовых навыков рисования и умения обращаться с аэрографом. Изображениями, созданными с помощью этой техники, часто украшают автомобили и мотоциклы, ее используют в моделизме, в создании фресок, в текстильном дизайне, в полиграфии, в росписи игрушек, стекла и керамики. Также есть ряд уличных художников, которые работают с красками в баллончиках, создавая интересные «космические картины».

Главная отличительная черта аэрографии – возможность создавать плавные переходы цвета, придавать рисункам объемность, достигать фотографической достоверности изображения. Краски наносятся на специально подготовленную поверхность и позже фиксируются лаком. Благодаря мелкодисперсному распылению художники могут достигать глубины и фактурности рисунка, которые недостижимы при помощи обычной кисти.

Первые опыты в технике аэрографии предпринимались людьми еще в эпоху палеолита. Древние художники использовали трубчатую кость или толстую соломинку, через которую выдували краску на стены пещер, используя в качестве трафарета собственную ладонь. Современная история аэрографии началась лишь в XIX веке, когда американец Фрэнсис Эдгар Стэнли создал прибор для раскрашивания и ретуши фотографий. Его усовершенствовал ювелир Эбнер Пилер, подключив прибор к ручному компрессору. По мнению Пилера, его изобретение могло быть использовано для живописи акварелью. Три года спустя он продал патент компании «Liberty Walkup», и уже осенью 1884 года были проданы первые 63 аэрографа, покупателями которых стали фотографы. Несколько позже прибор усовершенствовали, теперь поток воздуха и краски можно было регулировать одной кнопкой – и одной рукой. Первым художником, который стал использовать аэрографию в живописи, стал американский импрессионист Уилсон Ирвайн.

Только в 1893 году аэрограф попал в Европу. В 1900 году открылась компания Чарльза Бредика «Aerograph», которая выпускала продукцию, весьма схожую с современными «воздушными кистями». Аэрграфы стали использовать в промышленности – например, с их помощью наносили узоры на машинки «Зингер», расписывали ткани. Несколько лет спустя Ман Рей, один из отцов-основателей дадаизма, очень заинтересовался техникой аэрографии и использовал ее в своих работах, которые в 1920 году показал в Париже на выставке «Первый напыленный объект». Критика встретила новшество в штыки, назвав новаторство Ман Рея «девальвацией живописи с помощью механического аппарата».

Аэрограф использовали при создании плакатов, иллюстраций и афиш. Известно, например, что сестра Владимира Маяковского – художница и дизайнер Людмила Маяковская – помогала брату с созданием плакатов Окон РОСТА и использовала для этого аэрограф. Маяковская была руководителем аэрографного цеха московской Трехгорной мануфактуры, где технику «воздушной кисти» применяли для создания новых способов декора ткани. Позже в СССР с помощью аэрографа ретушировали фотографии советских партийных деятелей, удаляя со снимков нежелательных персон.

В середине 1930-х на капотах автомобилей начали появляться первые рисунки – орлы, лошади, языки пламени. С помощью аэрографов на гоночные машины наносили логотипы спонсоров и изображения кубков, выигранных автомобилем. Художники совершенствовали технику – и вот уже на бортах и капотах машин красовались птицы и животные, которые смотрелись «как живые». В 1950-е аэрография пришла в пин-ап, особенно ее любил художник Альберто Варгас, завоевавший популярность в годы Второй мировой войны рисунками полуобнаженных девушек для журнала «Esquire». Его мастерское владение аэрографом было увековечено в истории премией Vargas Award, которую ежегодно присуждает авторитетный журнал Airbrush Action Magazine.

В 1960-е аэрограф стали использовать представители поп-арта – Энди Уорхол, Аллен Джонс, Питер Филлипс. На Парижской биеннале 1972 года «реализм, доведенный до совершенства» стал одним из главных событий выставки: аэрография получила признание и свое место в мировом изобразительном искусстве.

Художники, работающие в технике аэрографии:
Уилсон Ирвайн, Ман Рей, Людмила Маяковская, Джексон Поллок, Альберто Варгас, Джордж Петти, Энди Уорхол, Аллен Джонс, Питер Филлипс, Ильнур Мансуров, Борис Кудряшов, Айдар Валеев.
Лента