войти
опубликовать

Кватроченто

509 работ, 18 художников
Кватроченто (итал. quattrocento, «четыреста», сокращенно от mille quattrocento — «тысяча четыреста») – это эпоха развития итальянского искусства в XV веке. Этот временной период стал первой волной бурного развития Ренессанса и называется Ранним Возрождением. Кватроченто характеризуется формированием фундаментальных канонов изобразительного искусства и глубоким духовно-эстетическим содержанием работ. Художники Раннего Возрождения приняли за основу фундаментальные принципы средневекового искусства и готики, но обогатили их элементами античности. Это стало рождением новой культуры и нового мировоззрения, наступлением века гуманизма.

Начало XV века в Италии ознаменовалось окончательным распадом феодальных отношений и духом творческой свободы. В обществе культивировалось преклонение перед человеческой индивидуальностью, вера в безграничную силу разума, анализ искусства при помощи точных наук. Восстановление античного Рима, захватывающая красота античных статуй Аполлона Бельведерского и Венеры, собрания древних рукописей завоевали умы и сердца итальянцев и породили творческий энтузиазм. Флоренция стала центром ренессансной культуры. Во главе процветающего города стояла знаменитая династия Медичи – успешные банкиры, политические деятели и щедрые меценаты талантливых художников, скульпторов и архитекторов эпохи. Во Флоренции нашли покровительство и финансовую поддержку основоположники раннего Возрождения: живописец Мазаччо, скульптор Донателло, архитектор Брунеллески.

Произведения Кватроченто пронизаны духом меры и упорядоченности. Художники тщательно изучали строение и пропорции человеческого тела, а геометрия, математика, анатомия стали фундаментом для живописных и скульптурных изображений. Авторы раннего Ренессанса утверждали: «Живопись – это наука!» Появилось учение о перспективе, которое стало важнейшим завоеванием искусства, научной основой для его развития вплоть до сегодняшнего времени. Первым законы перспективы открыл Филиппо Брунеллески и тем самым установил новый вектор для развития флорентийского искусства. Изучение законов оптики дало формулу «если прямые лучи, идущие от выбранной точки пространства к изображаемому предмету, пересечь плоскостью – на этой плоскости получится точная проекция предмета». Характеристика перспективы в живописи до сих пор остается одной из важнейших. К концу XV века авторы проявляли интерес не только к точности пропорций и перспектив, но и к человеческой душе, чувствам и эмоциям.

Широкое распространение получили монументальная живопись, скульптура и фрески. Художники Кватроченто черпали образы из античной мифологии, религиозных книг, рыцарских легенд и повседневной жизни. Реализм изображений проявлялся в выборе моделей: в образах святых и пророков часто изображались современники. Позднее в живописи приобретает значение изящество и роскошь, а евангельские сюжеты представляют собой трактовку сцен из жизни высших слоев флорентийского общества. Сложные и многофигурные композиции на библейские сюжеты изображались на пейзажном и архитектурном фоне, деревья и холмы создавали естественную среду, окружающую героев картин и исполнялись в линейной, «воздушной» перспективе. Освещение и тени, анатомия тел, портретные черты изображений святых в точности соответствовали реальности, а исполнение отличалось тщательной прорисовкой и подбором цвета и материалов. Позы фигур были подчеркнуто свободными и спокойными – так демонстрировалась идея обожествления человека новой эпохи.

Итальянские мастера осваивают масляную живопись: это позволяет обогатить палитру и достичь тонкой выразительности и эмоциональности изображения. Жанровые сцены и изображения святых пропитаны философско-созерцательным настроением, аллегоричностью, тонкой эмоциональностью.

Произведения Кватроченто: «Давид» 1441, «Юдифь и Олоферн» 1460 Донателло; «Поклонение волхвов» 1475, «Мадонна с гранатом» 1481, «Три искушения Христа» 1482 Сандро Боттичелли; «Царица Савская перед Соломоном» 1466, «Портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца» 1472, «Алтарь Монтефельтро» 1474 Пьеро делла Франческа; «Мадонна смирения» 1424, «Мадонна с Младенцем и ангелами» 1426 Томмазо Мазаччо; «Пьета» 1470, «Алтарь Пезаро» 1474 , «Поклонение волхвов» 1480 Джованни Беллини.

Мастера Кватроченто: скульптор Донателло; архитектор Филиппо Брунеллески; художники Пьеро делла Франческа, Боттичелли, Мазаччо, Беллини (ЯкопоДжентиле и Джованни), Пинтуриккио, Фра Анджелико, Пьетро Перуджино, Доменико Гирландайо.
Лента