войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Постимпрессионизм

4 443 работы, 181 художник
Постимпрессионизм (фр. postimpressionisme, от лат. post — «после» и «импрессионизм») – направление в живописи начала XX века, для которого характерен отказ от эстетики импрессионизма и реализма в пользу новых направлений и техник, основанных на контрасте цветов и технике рисунка. Отрицая сиюминутность сюжетов произведений импрессионистов, новое движение концентрировалось на длительных состояниях жизни, сочетая материальное и духовное, прибегая к стилизации и декоративности и отвергая реалистичное, прямое подражание природе.

Постимпрессионизм активно развивался в промежутке между 1886 и 1905 годами. Впервые термин был употреблен искусствоведом Роджером Фраем в 1906 году. Несколько лет спустя Фрай снова использовал этот термин, когда организовал в лондонских галереях Графтон в 1910 году выставку «Мане и постимпрессионисты», определяя самим названием тенденции в развитии французского искусства со времен Мане. Экспозиция вызвала тогда ядовитую критику, ее называли «возмутительной, анархистской и детской».

Постимпрессионисты работали в личных, глубоко индивидуальных стилях, многие из которых впоследствии стали отдельными направлениями в живописи. Многие художники были соперниками в методах и подходах к искусству. Так, Поль Гоген и Жорж Сера питали взаимную неприязнь и резко высказывались о методах и стилях друг друга. Гоген выражал свой собственный постимпрессионизм в символическом, абстрактном содержании картин, используя чистый цвет, четкие линии и плоскую двухмерность, чтобы вызвать внутреннее эмоциональное воздействие на зрителя. Впоследствии он развил эти идеи в своей теории «синтетизма». В свою очередь, оппонент Гогена, Жорж Сера использовал в своем творчестве ряд научных представлений о контрастных и дополнительных цветах, став пионером техники, известной как пуантилизм, или дивизионизм.

Винсент Ван Гог, напротив, разделял взгляды импрессиониста Эдгара Дега, однако, в свою очередь, весьма скептически относился к творчеству постимпрессиониста Поля Сезанна, считая его работы «заказными». Сам художник, отказавшись от тонкости письма импрессионистов и принципов академизма, для передачи своих чувств использовал насыщенные цвета и широкие изгибающиеся мазки, демонстрируя стилизацию, характерную для японских гравюр укиё-э.

Постимпрессионизм в творчестве Поля Сезанна выражался в архитектуризации изображения, когда каждая часть холста должна была способствовать его общей структурной целостности. Художник использовал серии методичных мазков, как будто он «строил» картину, а не «рисовал» ее. Изображая природу «с помощью цилиндра, сферы и конуса», Сезанн дал начало новому направлению в живописи – кубизму.

Постимпрессионизм ушел от изображения окружающего мира, углубившись в эмоции и воспоминания, творя новое искусство и стараясь установить связь со зрителем на более глубоком уровне. Это движение стало источником для пуантилизма, символизма, модерна и других направлений живописи начала XX века.

Знаковые картины постимпрессионистов:
«Воскресный день на острове Гранд-Жатт», Жорж Сёра, 1886
«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?», Поль Гоген, 1898
«Вид на Арль», Винсент Ван Гог, 1889
«Современная Олимпия», Поль Сезанн, 1870
«Сон», Анри Руссо, 1910

Художники стиля постимпрессионизм: Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Поль Сезанн, Жорж Сёра, Анри Тулуз-Лотрек, Анри Руссо, Шарль Ангран, Максимилиан Люс, Рене Шутценбергер, Поль Синьяк, Эмиль Анри Бернар, художники группы Наби – Жан Эдуар Вюйар, Поль Серюзье, Морис Дени.
Лента