войти
опубликовать

Минимализм

167 работ, 52 художника
Минимализм (англ. minimalism), или минимал-арт (англ. minimal art) как стиль живописи возник в 60-х годах XX века в Нью-Йорке и стал ответвлением постмодернизма с элементами поп-арта и супрематизма. Художники нового направления стремились максимально упростить произведения, свести к минимуму количество деталей и элементов. Отличительным условием минимализма стало сохранение смысла картины, сосредоточение внимания на главной мысли автора. Новое направление призывало зрителя к медитативному созерцанию, философскому и буквальному взгляду на объекты и события, погружению в размышления о сути вещей и явлений. Новую тенденцию к аскетизму и упрощению живописи искусствоведы называли «прохладным искусством», «систематической живописью», «первичной структурой» и считали серийным искусством. Минимализм представляет сознательное творческое самоограничение художника, который ставит целью достижение выразительности и легкости восприятия изображения, обнажение истинного смысла.

«Систематическая живопись» стала вызовом в искусстве, скачком в развитии техник и направлений, антагонистом сложным линиям и конструкциям классической живописи. В 30-х годах XX века и творческая элита, и публика устали от субъективности абстрактного экспрессионизма. Предтечей минимализма в живописи стал Казимир Малевич с «Черным квадратом» - апофеозом упрощения цвета и формы. Название новому стилю дал британский философ и искусствовед Ричард Уолхейм, когда в 1965 году проанализировал и выделил в отдельное направление творчество "художников, которые идут в работах путем наименьшего вмешательства в окружающий мир». В середине XX века минимализм стал интересен ценителям живописи как продолжение авангардных течений в искусстве, стремящемся акцентировать внимание зрителя на деталях и смысле, которые в одиночестве присутствовали на холсте.

Художники-минималисты декларировали отказ от сложного и разностороннего в пользу необходимого, создавали произведения искусства, в которых зритель не отвлекался на лишние детали и самостоятельно погружался в созерцание и восприятие объекта. «Долой эстетику и эмоциональность академической живописи – строгая форма и цвет, больше ничего не нужно» - таково отличие произведений минимализма. Художники не загромождали объектами пространство холста, исключали композицию, фон и цветовые переходы. Популярными цветами стали чистые односложные и насыщенные: черный, красный, желтый, синий . Глубину цвета художник подчеркивал формой объекта. Картины минималистов утратили субъективизм, изображение тяготело к абстракции, в произведениях отсутствовал сюжет и динамика. В центре полотна зритель видел строгие и четкие геометрические формы, два или три оттенка с жесткими цветовыми переходами. Живописцы предоставили шанс каждому желающему самостоятельно обнаружить или создать скрытый подтекст, прислушаться к внутреннему эмоциональному состоянию и ассоциациям. Минималисты стремились стереть границы между живописью и скульптурой при помощи повторения геометрических фигур, асимметричного изображения и необработанных материалов . По мере развития направления художники и скульпторы предпочитали отказываться от символизма и подтекстов изображения, а квадрат стал просто квадратом.

Картины минимализма:
«Калифорния» 1962 Ив Кляйн; «Зеленая картина» 1952, «Синий зеленый красный» 1963 Эллсворт Келли; «Венера Фордж» 1982 Карл Андре.

Художники-минималисты:
Карл Андре, Ив Кляйн, Сол Ле Витт, Ричард Серра, Ал Хелд, Фрэнк Стелла, Кеннет Ноланд, Хосе Эстебан Бассо, Эллсворт Келли, Дональд Джадд.
Лента