войти
опубликовать

Космизм

35 работ, 17 художников
Идеи взаимопроникновения микрокосма Вселенной и микрокосм человека легли в основу художественного течения космизм, которое возникло в начале XX века. Научные исследования в области физики, астрономии и ряд философских работ стали той базой, на которой основывались художники, стремящиеся воплотить в своих картинах Человека и Вселенную, неизведанные тайны Духа, единство красоты человеческой души и неизмеримых пространств космоса. Как писал философ Николай Бердяев, "человек родствен и подобен Космосу, но не потому, что он дробная часть Космоса, а потому, что он сам целый Космос и одного с Космосом состава".

Трансцендентность космизма опиралась на исследования таких видных деятелей науки, как основоположник космонавтики Константин Циолковский, автор учения о биосфере академик Владимир Вернадский, биофизик Александр Чижевский, изучавший цикличность воздействия Солнца, французский священник и философ Пьер Тейяр де Шарден, один из создателей теории ноосферы. Их идеи и теории были весьма прогрессивными для своего времени, широко обсуждались и дискутировались. Одними из первых они подняли вопросы о единстве Человека и Вселенной, их взаимосвязи. Эти грандиозные по своей широте взгляды и суждения не могли не привлечь ряд художников, которые не только прониклись ими, но и привнесли идеи космизма в свое творчество. Тонкие проявления духовных миров запечатлевали на своих картинах Микалоюс Чюрленис, Николай Рерих. Своеобразный супрематический космизм присутствовал в работах Казимира Малевича.

Одной из самых ярких творческих объединений художников, работающих в стиле космизма, стала группа «Амаравелла», которую возглавил Петр Фатеев. В годы расцвета в ее состав входили такие мастера, как Борис Смирнов-Русецкий, Вера Пшесецкая, Александр Capдан, Сергей Шиголев, Виктор Черноволенко. Благозвучное название группы, придуманное Сарданом, возможно, несет в себе санскритские корни и означает примерно «творческая энергия», «ростки бессмертия». Круг художников, объединенных идеями космизма, образовался в 1923 году. Большое влияние на группу оказали труды Камиля Фламмариона, Николая Рериха, Елены Блаватской. Позже, в своем Манифесте, участники группы писали: «Произведение искусства должно само говорить за себя человеку, который в состоянии услышать его речь. Научить этому нельзя…Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса - в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира… восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания - тогда их цель будет достигнута”.

Живопись художников-космистов отражала идеи далекого будущего человечества, вопросы жизни и смерти, роли деятельности разума в покорении космических просторов. Космизм в картинах группы «Амаравелла» выражался в попытках художников представить новые планеты и облик их обитателей, условия жизни и иные каноны красоты, непривычные землянам. Как и многие другие новаторские направления в искусстве, космизм попал в немилость советской власти. Однако идеи о космических полетах вполне вписывались в общую государственную концепцию. Новаторские фантастические картины освоения космоса очень пригодились при создании первого советского фильма «Космический рейс», который вышел в 1935 году. Его художником-постановщиком стал Юрий Швец, которому повезло поработать с самим Константином Циолковским.

После полета Юрия Гагарина тема космоса с новой силой зазвучала в героике соцреализма. А вот попытки отразить внутренний мир космонавта, его взгляд на связь Человека и Вселенную смог только космонавт. Алексей Леонов не только запечатлел Землю из космоса, но и создал ряд картин с изображениями новых фантастических миров и пространств, некоторые – в соавторстве с художником Андреем Соколовым.

Известные картины в стиле космизм:
«Выше звезд», Петр Фатеев, 1915
«Радиолокация», Александр Сардан, 1928
«Космическая геометрия», Борис Смирнов-Русецкий, 1965
«На Марсе. Встреча двух миров», Юрий Швец, 1961
«Луна. Океан бурь. Проспект им. Гагарина», Юрий Швец, 1996.

Художники, работавшие в стиле космизм:
Микалоюс Чюрлёнис, Николай Рерих, Казимир Малевич, Петр Фатеев, Борис Смирнов-Русецкий, Вера Пшесецкая, Александр Capдан, Сергей Шиголев, Виктор Черноволенко, Юрий Швец, Алексей Леонов, Андрей Соколов, Фрейдун Рассули.
Лента