войти
опубликовать

Фантастический реализм

853 работы, 18 художников
Фантастический реализм выделился в отдельный стиль живописи во второй половине XX века в Австрии. Течение с парадоксальным названием сформировалось в Венской академии искусств, поэтому второе название направления – Венская школа фантастического реализма. Молодые художники, студенты академии, представили авторские работы на выставке живописи в Вене в 1948 году и стали отцами-основателями стиля, развивающегося и популярного до сих пор.

После окончания Второй мировой войны общество устало от потрясений, а ценители искусства – от упрощенных, претенциозных и упрощенно-схематичных работ абстракционистов. Появился запрос на красоту и сложность живописной техники, узнаваемость образов и глубину смыслов. Да и рост технического прогресса хоть поражал воображение и облегчал быт, но отнюдь не давал ответов на «вечные вопросы». Новое течение в изобразительном искусстве иллюстрировало растущий интерес к научной фантастике, оккультизму, спиритуализму, астрологии, философии и тайнам Вселенной. В конце 60-х годов XX века фантастический реализм стал фундаментом для стиля виженари арт, основанного на изображении увиденного в состоянии транса, медитации или под воздействием психотропных препаратов.

Фантастический реализм стал «младшим братом» сюрреализма и впитал в себя традиции и техники немецкого Возрождения, готикимодерна и экспрессионизма. Изображения героев и объектов хоть и не отличались исключительной точностью, но были тщательно исполнены в канонах традиционного реализма и однозначно узнаваемы. Палитра красок «радикализировалась» - одни работы удивляли яркостью и неестественностью цветов, другие имели мрачный и таинственный колорит. Но вне зависимости от сложности или наивности исполнения одно было неизменным: обязательный скрытый подтекст. Зритель при первом взгляде на холст обязан стать зачарованным страшной сказкой ребенком, непременно заинтересоваться идеями и внутренним миром художника, задуматься о многослойности повествования и бренности бытия, ощутить страх и тревогу. В сюжетах присутствовала мистика, религия, мифология, философия и стремление проникнуть в потаенные уголки человеческой души. На картинах соседствовали обнаженные красавицы и фантастические монстры, люди и мифологические персонажи, религиозные символы и мистификации. Искусство стало отражением развития физического мира, старательно обогащая его эстетикой и разнообразием мира потустороннего. При этом прослеживаются штампы: причудливые пейзажи, многомерная перспектива, фантастические или фольклорные персонажи, поверхностно изображенные научные достижения и фантастические идеи. Искусство фантастического реализма взывало к двум человеческим чувствам – зрению и интуиции.

Знаковые картины фантастического реализма:
«Портрет Евы-Кристины», 1962, «Таинство Адама», 1982, «Давид и Вирсавия», 1990 Эрнста Фукса, «Смерть», 1977», «Эротомеханика», 1979, «Портрет Барбары», 1983 Ганса Рудольфа Гигера.

Художники стиля фантастический реализм:
основатели Венской школы фантастического реализма Эрнст Фукс, Арик Брауэр, Вольфганг Хуттер, Рудольф Хауснер, Антон Лемден. Не менее известны Ханс Руди Гигер, Яцек Йерка, Майк Уэлан, Петер Грик, Джорджо де Кирико, Джорджия О’Киф.
Лента