войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Аналитический реализм

108 работ, 12 художников
Аналитический реализм, «аналитическое искусство», или «Мировой Расцвет» - художественный метод, который изобрел русский художник-авангардист Павел Филонов. Он считал, что картина, созданная по принципам аналитического реализма, должна расти так же, как и любая другая форма жизни. Система творческих взглядов Филонова сформировалась в 1913-15 годах на базе кубо-футуристических принципов. Аналитический реализм предполагал «органический рост» художественной формы.

Филонов начинал работу с одного угла холста и неуклонно продвигался вверх и в сторону к противоположному углу, работая от частного к общему, оперируя очень плотными, дробными поверхностями и кропотливо прорабатывая детали. В парадигме аналитического реализма отсутствовали определенные схемы: каждая картина должна была создаваться по собственным законам. Мазок кистью рассматривался как «единица действия» и должен был нести в себе одновременное воздействие и формой, и цветом.

Философское обоснование метода было окончательно сформулировано в 1923 году в работах «Декларация Мирового Расцвета» и «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности», когда Филонов читал лекции в Петроградской Академии художеств.

К 1925 году вокруг Павла Филонова сплотились ученики, возникло объединение «Мастера аналитического искусства» (МАИ), также известное как «школа Филонова», куда входили художники Татьяна Глебова, Алиса Порет, Борис Гурвич, Софья Закликовская, Евгений Кибрик, Павел ЗальцманВасилий Купцов и многие другие. Все они воплощали принципы «сделанности» аналитического реализма в своих картинах, графике, театральных, декоративных и оформительских работах.

В 1930-е годы на волне активного насаждения социалистического реализма власти обвинили Филонова в формализме. Официально МАИ перестала существовать в 1932 году, но приверженцы аналитического реализма по-прежнему собирались дома у Учителя на занятия, обменивались идеями.

Филонов создал свой, совершенно особый вариант авангардизма. Он принимал классическое искусство, вводя его элементы в свои работы. Аналитический реализм Филонова легко заимствовал элементы символизма и модерна, а также реминисценции на стилистику Иеронима Босха.

Художник никогда не выезжал из России, а запрет на проведение выставок его произведений продолжался несколько десятилетий. Работы Филонова сохранила его сестра Евдокия Глебова; в 1970-х она передала их ГРМ. Лишь в 1988 году в Русском Музее состоялась первая советская, а затем, в 1990 году в Центре Помпиду в Париже — первая зарубежная выставка мастера, после чего Филонов получил признание как один из классиков искусства XX века.

Знаковые картины в стиле аналитический реализм:
«Головы», Павел Филонов, 1910
«Композиция. Корабли», Павел Филонов, 1913-1915
«Животные», Павел Филонов, 1930
«Ударники», Павел Филонов, 1935
«Лики», Павел Филонов, 1940

Художники, работающие в стиле аналитический реализм:
Павел Филонов, Татьяна Глебова, Алиса Порет, Борис Гурвич, Софья Закликовская, Евгений Кибрик, Павел Зальцман, Василий Купцов, Владимир Авлас, Николай Евграфов, Павел Кондратьев, Юрий Хржановский.
Лента