button-pro-crown
PRO accounts for artists
check
Sales via Facebook and Instagram store
check
No ads on web pages
check
Artworks mailing lists
check
Sales of reproductions and digital copies
Read more
button-pro-crown
PRO accounts for artists
arrow-toparrow-down
check
Sales via Facebook and Instagram store
check
No ads on web pages
check
Artworks mailing lists
check
Sales of reproductions and digital copies
Read more

Учёные раскрыли тайну белого пятна на «Крике» Мунка

Учёные из Университета Антверпена в Бельгии утверждают, что раскрыли тайну белого пятна на самой известной картине норвежского художника Эдварда Мунка — «Крик» (1890). Отметина, которая висит над правым плечом культовой вопящей фигуры, окружённой волнистыми линиями, имеет не «природное» происхождение, как доселе гласила молва. Удивительно, какие мелочи имеют значение, когда речь идет о знаменитых произведениях искусства!
Учёные раскрыли тайну белого пятна на «Крике» Мунка
Вердикт таков: свечной воск, а не птичий помет. Полотно, о котором идёт речь, — самая первая из четырёх версий картины, созданных живописцем.
Фото: nieuws.vtm.be
Фото: nieuws.vtm.be
На фотографиях конца XIX века видно, что Мунк часто писал на открытом воздухе, а картины держал в пл

На фотографиях конца XIX века видно, что Мунк часто писал на открытом воздухе, а картины держал в плохо защищённом деревянном сарае. После тщательного исследования эксперты обнаружили, что белое пятно — это капля воска от свечи в студии художника, которая попала на полотно.

Слева: Эдвард Мунк позирует на фоне своих картин в Экели, неподалёку от Осло. Фото via uantwerpen. be

Для изучения картины учёные использовали макрорентгеновский флуоресцентный сканер. Подобное оборудование применялось для разрешения споров вокруг произведений Ван Эйка, Рубенса и Ван Гога.
Неинвазивное сканирование «исключило вариант готовой краски или помёта, поскольку в составе загадочного пятна не выявлено никаких белых пигментов или кальция», — сказано в докладе университета.
Процесс сканирования картины в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло. Фото: Уни
Процесс сканирования картины в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло. Фото: Университет Антверпена
Как пояснил доктор Герт ван дер Сникт, птичий помёт может представлять серьёзную угрозу для памятников, скульптур под открытым небом, новых автомобилей и «конечно, не ассоциируется со станковой живописью, а уж тем более — с картинами стоимостью более ста миллионов долларов».
«Решение тайны птичьего помёта на „Крике“ продемонстрировало, почему наша дисциплина имеет много общего с судебно-медицинской экспертизой», — добавил учёный.
Команда экспертов, разгадавших тайну пятна на картине «Крик»; в центре — доктор Герт ван дер Сникт.
Команда экспертов, разгадавших тайну пятна на картине «Крик»; в центре — доктор Герт ван дер Сникт. Фото: Университет Антверпена
Recommended artworks:
Sergey Svyatchenko. Successful riddles II
Successful riddles II
1994, 90×110 cm
$4 637
Original
Andrei Viktorovich Maximov. Concentration. Day.
  • Ad
Concentration. Day.
2022, 115×115 cm
$10 000
Original
Andrei Viktorovich Maximov. Concentration. Night.
  • Ad
Concentration. Night.
2020, 115×115 cm
$10 000
Original
Andrei Viktorovich Maximov. Equilibrium structure 1.
  • Ad
Equilibrium structure 1.
2020, 60×70 cm
$6 500
Original
Alexandra Galakhova - Zhilo. Zema
  • Ad
Zema
50×35 cm
€10
Digital copy
Sergei Borisovich Krivonogov. Tarquinia Hills. Italy
  • Ad
Tarquinia Hills. Italy
2023, 40×50 cm
$440
Copy
€80
Digital copy
Copies
€80
Digital copy
Sergei Borisovich Krivonogov. Early morning in Karelia. Kivi-Koivu
  • Ad
Early morning in Karelia. Kivi-Koivu
2024, 30×30 cm
$293
Copy
€100
Digital copy
Copies
€100
Digital copy
Sergei Borisovich Krivonogov. A view of silvery Tuscania. Italy
  • Ad
A view of silvery Tuscania. Italy
2019, 30×24 cm
$342
Copy
€100
Digital copy
Copies
€100
Digital copy
Эдвард Мунк считается одним из «отцов» искусства XX — XXI веков наряду с Сезанном, Ван Гогом и Гогеном. Ныне его картины рассматриваются не только как универсальный символ тоски и отчуждения современного человека, но и как ключевые произведения, сформировавшие художественное мироощущение. Один из вариантов «Крика», написанный темперой и пастелью на деревянной панели, был продан на аукционе Sotheby’s в 2012 году за 120 млн долларов. Версия, о которой идёт речь сейчас, является частью коллекции норвежского Национального музея в Осло. Картина поступила в собрание музея прямиком из мастерской художника, и, как сказано на сайте университета, «на ней всегда были белые брызги».
По материалам news.artnet.com и официального сайта Университета Антверпена