Иван Цветаев
      
      
button-pro-crown
PRO accounts for artists
check
Sales via Facebook and Instagram store
check
No ads on web pages
check
Artworks mailing lists
check
Sales of reproductions and digital copies
Read more
button-pro-crown
PRO accounts for artists
arrow-toparrow-down
check
Sales via Facebook and Instagram store
check
No ads on web pages
check
Artworks mailing lists
check
Sales of reproductions and digital copies
Read more

Иван Цветаев

«…И было тихое торжество радости: не папе дарят что-то сейчас сильные мира сего, а он дарит всем, кто сейчас здесь, всей России — созданный им музей!..» (Анастасия Ивановна Цветаева).
Иван Цветаев
искусствовед (с 1880-х годов),
основатель нынешнего ГМИИ им. Пушкина, его директор и куратор (с 1890-х годов)
Иван Владимирович Цветаев (1847−1913) — искусствовед, ученый-историк, археолог, филолог, профессор и, наконец, создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (теперь — Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).

Один из четырех сыновей сельского священника (мать умерла рано), Иван Владимирович тоже готовился к духовной службе. Однако же в юности он основательно увлекся изучением латыни и древнегреческого, и это несколько увело его от богословия — к великолепной, сияющей античности. Следовательно, на классическое отделение Санкт-Петербургского университета.

Столица поразила Цветаева своей архитектурой и музеями. Окончив университет с золотой медалью, он еще два года после этого провел в странствиях по западноевропейским музеям. В результате чего оформилось понимание (зародилось оно, надо думать, еще раньше): Москве нужен настоящий публичный музей, в котором люди любого достатка смогут своими глазами увидеть лучшие произведения искусства со всего мира. Как это сделать? С помощью целиком идентичных копий! Делались эти копии преимущественно из гипса, но для отдельных случаев использовались и другие материалы: дерево, камень.
Иван Цветаев
В 1894 году состоялся первый съезд русских художников и любителей художеств, посвященный передаче Москве картинной галереи братьев Третьяковых. На тот момент Иван Цветаев был уже уважаемым человеком и авторитетным ученым мирового уровня: кандидат наук, доцент с более, чем двадцатилетним опытом преподавания, почетный член Болонского университета, автор внушительных исследований по филологии, признанных зарубежными учеными. Так что Иван Владимирович воспользовался своим влиянием и произнес судьбоносную речь, призвав совместными усилиями создать новый музей изящных искусств в Москве на основе Кабинета (Музея) изящных искусств и древностей Московского университета, который имел коллекцию античных ваз, нумизматическую коллекцию, слепки с античной скульптуры и небольшую специальную библиотеку.

Особого энтузиазма публика не проявила, однако же был объявлен конкурс на проект музея. В конкурсе победил архитектор Роман Клейн, а местом для возведения музея был определен Колымажный двор. Большую роль здесь сыграл великий князь Сергей Александрович (Романов) — он активно способствал созданию музея и укреплению его общественного статуса.
«…Музей предлагается составить из: I Отделения архитектуры; II Отделения скульптуры; III Отделения живописи; IV Нумизматического кабинета и отделения древних ваз и мелких древностей; V Библиотеки по всем отраслям искусства; VI Аудиторий для лекций по истории искусства…» И.В. Цветаев 1893 г
Иван Цветаев
Иван Цветаев
Иван Цветаев
Иван Цветаев
Иван Цветаев
Иван Цветаев
Иван Цветаев
Иван Цветаев
Иван Цветаев
Иван Цветаев
Иван Цветаев
Иван Цветаев
В том же 1894-м московский меценат Козьма Солдатёнков оплатил гипсы для музея из Мюнхенской глиптотеки. Цветаев, которого современники описывали как человека весьма тихого, мягкого и обходительного сверх всякой меры, на удивление всем обнаружил талант организатора и тонкого психолога: он искусно убеждал безутешных вдов, купцов-скупердяев и даже самого императора Николая II принять участие в финансировании будущего музея. Участие императора, пусть и не такое значительное, как можно было ожидать (Николай II выделил музею 300 тысяч рублей — сегодня это было бы около 300 млн), сыграло решающую роль: люди поверили, что дело серьезное и достойное, — и жертвовать стали охотнее. Императора, не учитывая влияния его дяди Сергея Александровича, «подкупили» тем, что музей будет назван в честь его отца императора Александра III, скончавшегося совсем недавно; остальные же спонсоры в обмен на свою поддержку получали именные залы.
Иван Цветаев
Иван Цветаев
Иван Цветаев
Иван Цветаев
Иван Цветаев
Иван Цветаев
Иван Цветаев
Иван Цветаев
Иван Цветаев
Иван Цветаев
Иван Цветаев
Иван Цветаев
«Весною 1895 года граф Витте мне грубо и надменно отказал во всякой поддержке этому Музею, сказавши, что „народу нужны „хлеб да лапти“, а не ваши музеи“. После многочисленных переговоров Витте согласился лишь на 200 т.р.» (из дневника Цветаева)
Так продолжалось вплоть до 1897 года: ежедневные завтраки, обеды и ужины с «нужными» людьми, бесконечно терпеливые увещевания и деликатные внушения — пока Иван Цветаев не познакомился с собственником стекольных заводов Юрием Нечаевым-Мальцовым, ставшим главным покровителем музея.
«Не знаю почему, по непосредственной ли любви к искусству или просто „для души“ и даже для ее спасен

«Не знаю почему, по непосредственной ли любви к искусству или просто „для души“ и даже для ее спасения (сознание неправды денег в русской душе невытравимо), — во всяком случае, под неустанным и страстным воздействием моего отца (можно сказать, что отец Мальцева обрабатывал, как те итальянцы — мрамор) Нечаев-Мальцев стал главным, широко говоря — единственным жертвователем музея, таким же его физическим создателем, как отец — духовным. (Даже такая шутка по Москве ходила: „Цветаев-Мальцев“)», — писала дочь Ивана Владимировича — поэтесса Марина Цветаева.

В августе 1899 музей был торжественно заложен, и только в 1912 — открыт. За это время было собрано колоссальное количество экспонатов-копий, проделана титаническая работа и неоднократно побеждены злые козни судьбы. Так, в 1904 музей горел: было уничтожено более полутораста ящиков с экспонатами из гипса и бронзы. В 1910 министр народного образования Шварц отчего-то решил во что бы то ни стало погубить Цветаева и обвинил его в «служебном нерадении» (случилась какая-то музейная кража). Виновного нашли, Цветаева оправдали, но в музей (Румянцевский, в котором работал на тот момент Иван Владимирович) зачастили ревизии — пока, наконец, не удалось Шварцу освободить Цветаева от обязанностей директора Румянцевского и Московского публичного музеев. Цветаева и это не сбило с ног: он написал и предъявил Сенату книгу «Московский Публичный и Румянцевский музеи. Опыт самозащиты И. Цветаева, быв. директора сих Музеев». В деле, наконец, разобрались, и с профессора Цветаева сняли все обвинения.
Была и личная беда: в 1906 году ушла из жизни вторая жена Ивана Владимировича — Мария Александровна. Для нее музей был почти таким же делом жизни, как и для ее супруга. Недаром их дочь поэт Марина
Марина – это вид пейзажа, на котором изображено море. Также маринами называют конкретные картины или гравюры морской тематики. Слово «марина» (итал. marina) произошло от латинского marinus – морской. Читать дальше
Цветаева называла московский музей «наш гигантский младший брат»: вся семья Цветаевых жила этим музеем.
Иван Цветаев
На фото вверху: Портал в соборе Либфрауенкирхе в немецком городе Фрейбурге (Саксония), возведенный в конце первой трети XIII века, — слепок, который и сейчас можно увидеть в Пушкинском музее.

На фото внизу: Слепки древнеегипетских рельефов (IX век до н.э., подлинники хранятся в Британском музее).
Иван Цветаев
Иван Цветаев
Иван Цветаев
Иван Цветаев
Иван Цветаев
Иван Цветаев
Многие слепки для московского музея были сделаны впервые. Его собрание, таким образом, включило в себя скульптурные произведения классических эпох и фрагментов архитектурных сооружений, а также коллекцию древнеегипетских памятников (приобретенную у известного египтолога Голенищева) и небольшую подборку итальянской живописи. В 1924 году собрание было дополнено коллекцией западно-европейской живописи из Румянцевского музея, включавшей более 500 картин, а также подборкой Дмитрия Хомякова (рисунками, гравюрами, монетами, медалями и литературой по искусству). Конечно, формирование коллекции ГММИ им. Пушкина не прекращается и по сей день.