войти
опубликовать

Николай
Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский

Россия • 1837−1898

Десять лет своей наиболее творческой жизни (1875—1885) Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский провел в Париже, где большинство из написанного им было распродано и постепенно затерялось для последующих поколений в часто бывающей капризной памяти истории, истории живописи как частном случае. Но и из того созданного Н.Д. Дмитриевым-Оренбургским, что дошло до нас, говорит о нем как о достойном русском художнике.

Готовившегося к военной службе юношу и его родителеей знающие люди уговорили поступить в Академию художеств, где он учился в классе Ф.А. Бруни. За свои рисунки с натуры и живописные этюды Николай Дмитриев получал серебряные медали различных достоинств (в 1856 г. - 2 и 1 серебряные; в 1857 г. - 2 серебряную; в 1858 г. - 1 серебряную; в 1860 г. - 2 золотую за картину "Олимпийские игры"), однако на академических конкурсах последних лет обучения Н. Дмитриев терпит неудачи. Его картины "Великая княгиня Софья Витовтовна вырывает пояс у князя Василия Косого" (1861) и "Стрелецкий бунт" (1862) не вызывают благосклонного отношения академического начальства. Видимо, не случайно у начинающего художника "не идут" исторические полотна патетического содержания. Потому что его больше интересует жизнь простого народа. Он много иллюстрирует в эти годы Н.А. Некрасова и И.С. Тургенева, каждое лето выезжает в русскую деревню, изучая жизнь крестьян. И как результат на выставках появляются его жанровые полотна, лучшее из которых — "Утопленник в деревне" (1867) — принесло ему известность и звание академика (именно с этого времени художник начинает подписываться двойной фамилией, которая сохранится за ним на всю жизнь).

Живя в Париже, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский не порывает с родиной. Он каждое лето выезжает в русские деревни, пишет много этюдов. Художник стал одним из организаторов Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже. Его картины охотно выставляют в Салоне и покупают.

Во время войны России против Турции (1877—1878) за освобождение балканских народов от турецкого ига художник едет в действующую армию. Его батальные полотна получают положительную оценку скупого на похвалы В.В. Верещагина. Фактически "боевая" тематика остается основной для него на последующие годы. Хотя выставляет он в 1880-е годы и свои любимые "Около деревни", "Встреча", "Крестьянская девушка", "Воскресение в деревне" (к сожалению, судьбы этих полотен неизвестны).

Н.Д. Дмитриев-Оренбургский работает до последних часов своей жизни. Его любовь к родине, к жизни простых людей, его талант — в его произведениях.

Перейти к биографии