«Поднос и зеленая картонка» не оставляют сомнений в том, что Кончаловского не минуло увлечение
Сезанном. Об этом недвусмысленно свидетельствует и набор предметов, и белая ваза: белая посуда или скатерть – частое явление на сезанновских натюрмортах (
1,
2,
3).
Натюрморт предметный, две груши почти сливаются со столом и кажутся лишь дополнительной деталью на фоне ярких цветовых ударений: алый поднос, зеленая картонка, голубой корешек книги, синяя занавеска. Это не «вкусные» натюрморты коллеги Кончаловского по «Бубновому валету»
Ильи Машкова. По мнению искусствоведа Ирины Вакар, Кончаловский, как и Сезанн, довольно равнодушен к «сюжету» натюрморта, им обоим важна фактура, качество предметов. А «желание съесть», которое появляется при взгляде на картины Машкова, вряд ли посетит зрителя. Эта особенность сохранится и в реалистических натюрмортах Кончаловского. К примеру, яркий, сочный, красочный поздний
натюрморт с клубникой завораживает палитрой, но клубника остается картинной, произведением изобразительного искусства.
Если бы ее писал Машков, то руки бы сами тянулись к тарелке. Написанная же Кончаловским, она – визуальная радость.
Цветовая насыщенность «Натюрморта с подносом и зеленой картонкой» позволяет отнести картину к фовистическому стилю. Поднос вызывает ассоциации с народными ярмарочными изображениями. Некоторые искусствоведы видят в этом попытку сближения Запада и Востока – актуальный мотив раннего авангарда.
Кончаловский вообще питал слабость к красным подносам: постимпрессионистический
натюрморт с красным подносом, фовистический сочный
натюрморт с аппетитными овощами и ярким подносом и такой же «дикий» в смысле цвета
натюрморт «Время чая», реалистический
«Красный поднос и рябина».
И действительно, добавление к натюрморту этого элемента всегда вносит в картину свежесть, особый эмоциональный настрой и позволяет оттенить прочие предметы.
Автор: Алена Эсаулова