войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Данная работа добавлена пользователем Артхива, если она нарушает чьи-либо авторские права, пожалуйста сообщите нам.
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Натюрморт
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1912
Размер: 80.5×100 см
Регион: Москва
Работа в коллекции: Smart and Beautiful Натальи Кандауровой
Работа в подборках: 7 подборок

Описание картины «Натюрморт. Поднос и зеленая картонка»

«Поднос и зеленая картонка» не оставляют сомнений в том, что Кончаловского не минуло увлечение Сезанном. Об этом недвусмысленно свидетельствует и набор предметов, и белая ваза: белая посуда или скатерть – частое явление на сезанновских натюрмортах (1, 2, 3). 

Натюрморт предметный, две груши почти сливаются со столом и кажутся лишь дополнительной деталью на фоне ярких цветовых ударений: алый поднос, зеленая картонка, голубой корешек книги, синяя занавеска. Это не «вкусные» натюрморты коллеги Кончаловского по «Бубновому валету» Ильи Машкова. По мнению искусствоведа Ирины Вакар, Кончаловский, как и Сезанн, довольно равнодушен к «сюжету» натюрморта, им обоим важна фактура, качество предметов. А «желание съесть», которое появляется при взгляде на картины Машкова, вряд ли посетит зрителя. Эта особенность сохранится и в реалистических натюрмортах Кончаловского. К примеру, яркий, сочный, красочный поздний натюрморт с клубникой завораживает палитрой, но клубника остается картинной, произведением изобразительного искусства. Если бы ее писал Машков, то руки бы сами тянулись к тарелке. Написанная же Кончаловским, она – визуальная радость.

Цветовая насыщенность «Натюрморта с подносом и зеленой картонкой» позволяет отнести картину к фовистическому стилю. Поднос вызывает ассоциации с народными ярмарочными изображениями. Некоторые искусствоведы видят в этом попытку сближения Запада и Востока – актуальный мотив раннего авангарда.

Кончаловский вообще питал слабость к красным подносам: постимпрессионистический натюрморт с красным подносом, фовистический сочный натюрморт с аппетитными овощами и ярким подносом и такой же «дикий» в смысле цвета натюрморт «Время чая», реалистический «Красный поднос и рябина».

И действительно, добавление к натюрморту этого элемента всегда вносит в картину свежесть, особый эмоциональный настрой и позволяет оттенить прочие предметы.

Автор: Алена Эсаулова
Комментарии