Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Десять рисунков Леонардо да Винчи из Королевской коллекции в следующем году совершат тур по залам Великобритании и Ирландии. Это лишь одна шестидесятая часть эскизов и чертежей великого итальянского гения,которые принадлежат британской короне. Однако как они попали на Туманный Альбион в 17 веке — в разгар гражданской войны и кровопролития? Публицист Джонатан Джонсон предположил,что к этому причастны король,граф и придворный живописец.
В перечень работ,которые в феврале 2016 года отправятся по городам Британии,войдёт рисунок мелом«Святая Анна», эскизы тел,животных,воды и растений,а также некоторые технические чертежи. Фото: Royal Collection Trust
За всю жизнь да Винчи создал лишь около 20 картин,включая«Мону Лизу» и «Тайную вечерю», но оставил после себя множество рисунков и чертежей. В них находится ключ к пониманию его гения,но одна тайна остаётся нераскрытой: как 600 работ попали из Европы в Виндзорский дворец,да ещё и в одни из самых кровавых периодов британской истории? Мог ли их тайком привезти король Карл I? Или,может быть,бумаги монарху подарил придворный живописец Питер Пауль Рубенс?
Арт-критик газеты The Guardian Джонатан Джонс заявляет,что разгадал настоящий«код да Винчи»: «Я знаю,кто привёз величайшие рисунки Леонардо в Британию»
«Это детективная история об искусстве и войне в кровавый период истории Великобритании. В 1649-м году Карл I был обезглавлен в ходе гражданской войны,в которой погибли множество его подданных. Так или иначе,но пока умирали люди,самые драгоценные реликвии итальянского Возрождения — рисунки и заметки Леонардо — были привезены в страну», пишет автор.
При этом не существует записей о владельце рисунков на протяжении почти сотни лет — в 1600-х годах, — до первого упоминания о них в Королевской коллекции в 1690-м. После этого они снова исчезли,пока не были обнаружены в сундуке в 18 веке,в период царствования Георга III.
Иллюстрация: рисунки и заметки Леонардо да Винчи при вскрытии утробы погибшей матери(ок. 1510 года)
Завещание Леонардо свидетельствует о том,что его волновала судьба его иллюстрированных сочинений. Он оставил записи своему любимому ученику Франческо Мельци, «все и каждую из книг,которой владеет сейчас завещатель», говорится в духовной,которая была составлена во французском Амбруазе.
Мельци перевёз манускрипты и разрозненные бумаги в родной Милан,где сделал всё возможное для их упорядочения. В частности,он показал записи живописцу и историку искусства Джорджо Вазари,и потрудился над изданием по крайней мере одной книги из записок Леонардо — «Трактата о живописи», рукопись которого находится теперь в Ватикане. Однако после смерти самого Мельци бумаги Леонардо отправились в сложное путешествие по Европе.
Наследники Мельци в Милане не поняли,что за специфические документы им достались; они бросили бумаги гнить или продавали оптом случайным людям. В результате большое количество записей и рисунков получил работавший в Мадриде скульптор Помпео Леони,который и собрал их в кожаные переплёты.
Фото: Royal Collection Trust
В 1690 году наиболее значительные альбомы Леони точно находились в сокровищнице британской монархии. Но как такие большие книги попали на остров незамеченными? Почему нет записей об их ввозе? Как они сохранились? И ещё: почему британские пуритане,охранявшие своё государство от «варварского» итальянского Возрождения,даже заинтересовались ими?
Король, граф и живописец
Ещё один из исторических эпизодов тех лет связан с тайной поездкой принца — будущего короля Карла — в Испанию,где он вмешался в переговоры о своём браке с инфантой. Свадьба не состоялась,но там вельможа видел много произведений искусства и даже нагло выпрашивал подарки у Тициана.
Судя по всему,став королём,он решил сделать Лондон конкурентом континентальных«столиц живописи». Может быть,из Мадрида он привёз контрабандой и альбомы Леонардо? Но профессор из Оксфорда Мартин Кемп считает это маловероятным.
Джонатан Джонс обращает своё внимание на ещё одну историческую фигуру — Томаса Говарда,второго графа Арундела,наиболее известного советника Карла в вопросах искусства. Он также собирал рисунки,и в поездках по Европе наверняка видел сборники Леони,которые сейчас находятся в Королевской коллекции.
Питер Пауль Рубенс,портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Томаса Говарда,графа Арундела
Итак,есть две возможности: либо Карл сам купил альбомы Леони,либо это сделал граф Арундел. В любом случае ясно,что книги попали в Лондон ещё до казни короля. Но Джонатан Джонс отвергает и эту версию. Он считает,что и монарх,и вельможа были страстными коллекционерами,но не гениями. А приобретение лучшей в мире коллекции рисунков Леонардо указывает на почерк именно гения.
В 1629 году некто приехал ко двору Карла I — некто,кто понимал Леонардо да Винчи лучше других. Этот человек — Питер Пауль Рубенс.
Питер Пауль Рубенс, копия картины Леонардо да Винчи "Битва при Ангиари". Лувр, Париж
Питер Пауль Рубенс, "Святой Георгий и дракон" (фрагмент). Музей Прадо
Джонатан Джонс находит множество параллелей между рисунками да Винчи и картинами голландского живописца. Анализируя их произведения,исследователь приходит к выводу,что Рубенс наверняка держал в руках альбомы Леони.
В Лондон он прибыл не только как живописец,но и как дипломат, — чтобы заключить мир между испанским и британским двором. «А что могло очаровать Карла I больше,чем поистине уникальное сокровище?», спрашивает Джонатан Джонс.
Джонатан Джонс считает,что именно Рубенс подарил Карлу I примерно 600 рисунков,которые можно найти в Виндзорской сокровищнице — от набросков к «Тайной вечере» до монструозных карикатур