Зрители всегда стремятся заглянуть за кулисы, чтобы увидеть магию создания шедевра. Одни видят романтику в строгом порядке, другие — в творческом хаосе, третьи — в уюте и безмятежности. «Артхив» собрал изображения мастерских и студий 44 знаменитых художников. Каждый из вас может выбрать наиболее близкий по духу интерьер и отметить его в комментариях. Скажи мне, какова твоя творческая атмосфера — и я скажу, кто ты!
Самые беспорядочные студии
Понятие «стиль Альфонса Мухи» — это синоним ар-нуво с его мягкими естественными линиями. Плакаты, журнальные иллюстрации и даже… упаковки с детским питанием! Все, к чему прикасалось перо чешского художника, превращалось в гимн женской красоте.
«Для искусства опасны не поджигатели, а пожарные», — считал «мизерабилист» Бернар Бюффе. Его творчество было проникнуто атмосферой уныния, обречённости и одиночества человека в этом мире. А обстановка в студии напоминала последствия взрыва в музее природоведения.
Британский классик современного искусства Фрэнсис Бэкон называет своими учителями многих художников — от Рембрандта и Веласкеса до Ван Гога и Пикассо. Утверждает, что в собственных работах ему нравится «визуальный шок». Примерно такое же ощущение возникает и при взгляде на его мастерскую.
«Я хочу выражать мои чувства, а не изображать их», — заявил идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма Джексон Поллок. Судя по атмосфере, царящей в мастерской, основное его чувство — смятение.
«Я запечатлеваю крики души и страдания увядающей плоти», — не раз говорил «последний модернист» Люсьен Фрейд. Интересно, чтобы сказал его знаменитый дед-психоаналитик, глядя на студию внука?
Маркус Люперц
Один из главных скульпторов современной Германии Маркус Люперц скромно именует себя гением. И заявляет, что именно этот факт позволяет ему радоваться любым успехам коллег. Если вам по душе такое отношение к себе и другим, то и атмосфера мастерской «немецкого денди» наверняка придётся по вкусу.
Самые опрятные студии художников
«Кто хочет узнать обо мне как о художнике, должен внимательно изучать мои картины и пытаться узнать из них, кто я такой и что я хотел», — предупреждал основоположник австрийского модерна Густав Климт. А что бы вы сказали о нём, глядя на мастерскую?
Каталонский художник, скульптор и график Жоан Миро считал: «Работы должны быть задуманы с огнём в душе, но выполнены с клинической прохладой». Добавим: и в хирургической чистоте.
«Каждый раз, когда я пишу портрет
, я теряю друга», — констатировал Джон Сингер Сарджент. При этом портреты его близких были гораздо более интересны, чем сделанные на заказ. А вот из-за портрета мадам Пьер Готро (на фото — в центре студии) художник действительно не только потерял друзей, но и вынужден был переехать из Парижа в Лондон.
«Мне нравится делать вид, что моё искусство не имеет ничего общего со мной», — сказал однажды американский представитель поп-арта Рой Лихтенштейн. Судя по фото ниже, он был тем ещё сибаритом.
Леже говорил, что сюжет в живописи — это ошибка. Так что не стоит искать его, связывая воедино парящие в воздухе предметы и абстрактные фигуры на броском фоне. Смысл в картинах у него рождается не из связного повествования, а из сюрреалистичного столкновения случайных вещей, из резких цветовых контрастов. И, как видим, вполне конкретных моделей.
Самые просторные студии
«Секс и вечеринки — это единственные места, где нужно появляться собственной персоной», — сострил как-то Энди Уорхол. Создатель «коммерческого поп-арта» лукавил: мастерская для него тоже была таким местом.
К сожалению, мы не можем привести здесь цитату Криса Офили. На таком расстоянии до него не докричаться. Места достаточно для вольного выпаса парочки слонов — так сказать, «производителей» расходных материалов для скандально известных работ этого нестандартного творца.
Фернандо Ботеро утверждает, что его громоздкие персонажи не жирные, а «объёмные»: «Я не рисую полных женщин. Никто не верит мне, но это правда. То, что я рисую — объёмно». Ну, объёмным фигурам — объёмную студию!
«Всё, что я делаю автобиографично. В детстве, из-за жары в прериях Северной Дакоты, у меня бывали галлюцинации. Мог увидеть что-нибудь вроде лошадей высотой с трёхэтажный дом», — рассказывал Джеймс Розенквист. Мы не в Северной Дакоте, поэтому если вдруг видите на фото что-то кроме художника среди его картин в мастерской — сообщите в комментах, пожалуйста.
Жан Тэнгли
«Как видно, Жан
Набьет карман —
Идея стоит денег:
Абстрактный мото-шарлатан
И мета-шизофреник
Включён на полный оборот —
Конкретный принесет доход.
Не тратя сил и нервов
Наделает „шедевров“».
Так уничижительно писал о Жане Тэнгли журнал «Крокодил» в 1959 году. Попутно читатель мог ознакомиться с одной-двумя работами швейцарского метамеханика и его коллег по цеху. А вы можете посмотреть, как выглядела студия, где создавались фантастические машины и гигантские саморазрушающиеся конструкции, которыми прославился мастер.
Тем временем в музее Гуггенхайм в Бильбао проходит ретроспектива бывшей жены Тэнгли, Ники де Сен Фалль — «женщины-оркестра», самобытной художницы, скульптора, перформера и борца против социальной несправедливости.
«Неприятности, связанные с бедностью, плохи еще и тем, что отнимают всё твое время», — изрёк Виллем де Кунинг. Автор третьего по стоимости произведения искусства в истории мог позволить себе подобные замечания.
Дэвид Линч
Дэвич Линч делает фотографии, пишет электронную музыку и картины маслом. Он вообще считает себя художником и говорит, что кино занялся только затем, чтобы оживлять рождающиеся у него образы. А какие образы рождаются у вас при взгляде на его мастерскую?
Самые роскошные студии
Интересно, мог ли юный Пикассо, начинавший рисовать в Ла Корунье под руководством отца, предположить, что впоследствии будет работать в роскошной мастерской на вилле «Калифорния» в Каннах?
Справедливости ради отметим, что не все студии Пабло Пикассо были такими же шикарными.
Свою усадьбу «Пенаты» Илья Ефимович Репин начал строить в 1899 году в посёлке Куоккала около Санкт-Петербурга. Там он написал среди прочих портреты Веры Фёдоровой, Лидии Яковлевой, графини Веры Петровны Канкриной и, конечно же, Фёдора Шаляпина (на фото). Сейчас поместье превратилось в музей-усадьбу Репина. Сохранилось и ещё одно место, где работал Репин — поместье Качановка под Киевом. «Артхив» уже приводил семь причин посетить его.
«Почтовый адрес нашей семьи писался так: „Москва. За Серпуховской заставой. Деревня Нижние Котлы“. Только вследствие этого могло сложиться весьма распространённое мнение, будто усадьба и дом находились непосредственно в самой деревне. Это неверно», — писал сын художника-баталиста Василия Верещагина. На самом деле дом находился в полутора километрах от Нижних Котлов. Кстати, участок земли площадью в две с половиной десятины (около одного гектара) живописец не покупал, а лишь арендовал на девяносто девять лет. Следов усадьбы не сохранилось. Однако энтузиасты, вооружившись описанием места, нашли участок, на котором она могла находиться, и пометили на Яндекс. Картах.
«Лично я черпаю энергию от работы в мастерской, от мастер-классов, от выставок, от общения с людьми», — сказал Церетели. Сказано — сделано: всё сразу под одной крышей.
Самые простые студии художников
«Главные медикаменты — это чистый воздух, холодная вода, пила и топор», — считал Василий Поленов. Его мастерская открывает категорию «самые простые студии знаменитых художников».
«Николай Рерих — не просто великий художник. Точнее, он не только художник. Сценограф, путешественник, общественный деятель, писатель, археолог, философ — все это о нем. Темы, к которым он обращался в своем творчестве, как и дороги его жизни кажутся бесконечно разнообразными», — писал «Артхив» о прошлогодней выставке к 140-летию живописца. Разнообразным было не только его творчество, но и студии. Объединяла их лишь одна черта — простота.
Разнообразным было не только его творчество, но и студии. Объединяла их лишь одна черта — простота. Левое фото: Н. К. Рерих в мастерской. Мойка, 83. Петербург 1910-е г.
Самые светлые студии
«Главная ассоциация, которую его творчество вызывает у ценителей — […] атмосфера беззаботности и, однако же, беспомощности и беззащитности человека перед миром — обманчивым и нарочито искусственным, — вот, чем проникнуты работы Дэвида Хокни», — все ясные и яркие образы, характерные для его творчества, рождались в ярко освещённых мастерских.
Картины Эдварда Мунка — в отличие от полотен Хокни — мрачны и депрессивны. Но и для их создания требовалось много внешнего света.
Самые традиционные студии
«Какую бы чушь современные художественные борзописцы ни городили про меня, про мое „эстетство“, мои симпатии влекли и теперь влекут меня к простейшим и вернейшим изображениям действительности», — настаивал Александр Бенуа. И всё же он был эстетом — и в творчестве, и в повседневной жизни.
Жизнь хрупкой, но сильной художницы с самого начала была наполнена страданиями, однако Фрида Кало смогла превратить боль в источник вдохновения.
«В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего», — сказала о своём муже Фрида Кало. Риверу называли «принц-жаба» — он был огромен, страшен, но при этом пользовался популярностью у женщин. «Чем сильнее я люблю женщин, тем сильнее я хочу заставить их страдать», — признался он.
«Я — сын рабочего, и меня часто подмывает наследить на сияющем паркете», — иронизировал Марк Шагал. Разумеется, он не имел в виду изящное искусство и свое наивно-вдохновенное твочрество, покорившее мир! К слову о сияющем паркете: сейчас две огромные фрески работы Шагала в фойе Метрополитен-оперы служат гарантом кредита банка Bank of America.
Всё чем занимался Сальвадор Дали — это выпускал свое подсознание побродить по холсту. Ведь не зря его работами так восхищался старик Фрейд. А вот интерьеры, в которых художник творил своё «уютное безумие», были вполне традиционны.
«Судьба окрасила вашу жизнь в холодные, можно сказать, мрачные тона. А ваши картины, наоборот, до краев заполнены солнцем и радостью…», — заметил как-то Максим Горький Борису Кустодиеву. «Это потому, — парировал художник, — что краски для своих картин я выбирал сам».
В 1923 году Николай Фешин покинул Россию и перебрался в США. Он обосновался в Таосе (штат Нью-Мексико), где ныне находится его дом-музей. Мы же представляем в этой подборке художника в его мастерской в Казанской художественной школе (1909 год).
По мнению Клее, изображать окружающую действительность такой, как она есть — самое неинтересное занятие. Поэтому перед началом работы от тщательно подбирал цвета и продумывал композицию, исходя из личных предпочтений и фантазий. «Артхив» уже не раз знакомил читателей с творчеством Пауля Клее, а теперь вы можете ознакомиться с интерьером его мастерской.
Творчество Константина Коровина относят к реализму, хотя именно его «Портрет
хористки» признан одним из первых произведений импрессионизма. Кто-то из соотечественников заметил, что этюды писать «надо бы позаконченней». На что художник ответил: «Я старался, но иначе все замирает». На фото — мастер с мэтром: второй раз в этой подборке появляется Шаляпин!
«Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры. Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью», — буйство природы и сцены морских баталий Айвазовский писал в умиротворённой атмосфере своей студии.
Самые уютные студии художников
Небольшой дом, стоящий посреди чудесного сада — «Артхив» уже показывал, как выглядела вилла Клода Моне снаружи. Теперь можно краем глаза заглянуть и внутрь.
Американка Джорджия О’Киф однажды сказала: «Я поняла, что могу рассказать о вещах с помощью формы и цвета так, как не смогла бы это сделать другим способом». О её мастерской можно рассказать с помощью одного только света.
Всю свою жизнь Поль Сезанн хотел прославиться и вступал в череду бесконечных конфликтов с целым миром. Сначала со своим отцом-банкиром, который считал его неудачником. Затем с женой, которая не разделяла его взглядов, и даже с лучшим другом, который со временем перестал его понимать. Вечный конфликт преследовал всю жизнь художника. И только мольберт принимал его непохожую манеру и стиль. Его студия — его настоящий дом.
Дорогие ковры, пряный запах экзотических фруктов, небрежно разбросанные яркие подушки… нет, это антураж картин Анри Матисса. Его студии выглядели иначе.
«Без музыки я, пожалуй, не написал бы ни „Поля битвы“, ни других своих картин, особенно „Алёнушки и Богатырей“. Все они были задуманы и писались в ощущениях музыки», признавался Виктор Васнецов. Какая музыка, по-вашему, звучала в этом интерьере?
Самые живописные студии
Главным в жизни Петра Кончаловского была семья, главным в творчестве — цвет. «Нет цвета — нет картины», говорил представитель «русского сезаннизма». Вуаля: всё главное — на одном полотне «Семейный портрет
в интерьере». В мастерской.
«Жизнь настолько трудна, что вынести ее без красоты человеку невозможно», считала украинская художница Татьяна Яблонская. Красоту она видела даже в скромной обстановке своей мастерской.
«Почему не в Россию? Я не представляю себя там со всеми моими скульптурами, мастерскими, картинами, коллекциями, библиотекой и скарбом. Это же сколько нужно охраны, чтобы неусыпно все оберегать!», сказал Михаил Шемякин о своём переезде в Европу. О том, в какой атмосфере он творит, можно понять из акварели Михаила Ромадина и фотографии, опубликованной Фондом Шемякина.
Итак, 44 знаменитых художника, 44 уголка творчества, 44 кусочка жизней. Какой из них всё-таки ближе вам по духу? Поделитесь с нами! И спасибо за то, что просмотрели эту публикацию, заглянув во множество мастерских.
Лотрек, Анри Руссо, Модильяни, де Чирико, Левитан, Матисс, Фрида