Регистрация

«Павел Федотов. Театр жизни. К 200-летию со дня рождения» - 20 фактов о выставке и о любимом русском живописце.

Мне нравится2       0  
«Чему смеетесь? Над собою смеетесь!» По картинам Федотова можно изучать русские нравы и обычаи ХIX века. А в 2015 года творцу, рано покинувшему этот мир, исполняется 200 лет, и в Третьяковке в честь юбилея открылась ретроспектива автора. Почему существуют четыре версии «Вдовушки», за что великий князь Михаил Павлович пожаловал брильянтовый перстень художнику, и как баснописец Иван Крылов стал его «крестным отцом»? Артхив собрал для вас интересные подробности…

Вслед за Достоевским вышедший из гоголевской «Шинели», Павел Федотов метлой (вернее, кистью) выметал спрятанный под коврик сор. Его картины — словно застывшие мизансцены театрального действа. Что ж, вот и зрители собрались: на выставку «Театр жизни…» в Третьяковке — длинная очередь.
С чего начнем?
1. На домашних учителей у семьи Павла Федотова (1815−1852), жившей в Москве, денег не было, но к 10 годам мальчик умел читать, писать и знал арифметику. Обнаружилось и невольное «хобби»: наблюдать за происходящим на улице.
В своих мемуарах художник вспоминает: «Семья у нас была большая. Жили бедно. И чтобы не сидеть дома и не слушать сетования отца о нехватке денег, при первой возможности выбегал на улицу. А там — целый мир. Толстопузые купцы, жеманные девицы с маменьками, разбитные офицеры, подвыпившие чиновники. Смешно бы получилось, если бы их все изобразить».



2. Отец будущего живописца решил сделать из сына военного. Образцовый кадет Федотов играл на флейте и гитаре, пел, писал стихи и рисовал на полях тетрадей карикатуры не только на своих товарищей, но и на начальство. Благо об этом не прознали, и распределили его в престижный полк великого князя Михаила Павловича.

3. Как-то раз к офицерам своего полка пожаловал князь. Вдохновленный этим событием Федотов написал картину «Встреча великого князя», увидев которую, Михаил Павлович подарил автору брильянтовый перстень. А поставить точку в чуждой сердцу военной службе, назначив ежемесячное содержание в размере 100 рублей художнику разрешил сам Николай Первый — после того, как Федотов показал ему полотно «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара».
4. Карл Брюллов советовал живописцу не прощаться с армейским мундиром и даже вовсе забыть о живописи, так как полагал, что учиться рисовать нужно с детства. Позже, в 1848 году, когда Федотов выставил в Академии Художеств свои картины «Разборчивая невеста», «Сватовство майора», «Свежий кавалер», критик-художник изрек: «Я от Вас ждал, всегда ждал, но Вы меня опередили!»

5. Осенью того же 1848 г. художника наградили званием академика — за картину «Сватовство майора». Это была любимая работа самого Федотова. Лишь из-за крайней финансовой нужды он продал оригинальное полотно коллекционеру Прянишникову, в дом которого был не один год вхож, за тысячу рублей (намного ниже ранее оговоренной цены!), не окончив предназначавшейся на продажу копии.
«Целый год изучал я одно лицо; а чего мне стоили другие! Но никто из не знающих меня и не подумает об этом. Веселая, забавная картинка — и ничего больше. А запроси за нее столько, сколько она тебе самому стоит по труду, по чистой совести, скажут: дорого, и никто не купит, а деньги нужны!.. Нет, всего выгоднее рисовать солдатиков…» — жаловался Федотов.
6. Поверить в собственный талант Федотова заставило письмо баснописца Ивана Крылова, которому попались рисунки художника. Совет литератора звучал так: «Покажите наш народ, какой он есть…» Что Федотов и сделал, первым в России создавая работы в жанре «нравственно-критического реализма».

Уильям Хогарт. Модный брак. Часть 3. Визит к шарлатану

7. Чтобы покупать краски и холсты, художник ограничивал себя буквально во всем — жил в полуразрушенном домике на Васильевском острове. В холодной мастерской он надевал армейскую шинель поверх тулупа, а голову обматывать шарфом. Но цель его была выше любых бытовых трудностей — затмить талант самого Уильяма Хогарта (William Hogarth), сатирические гравюры которого он как-то раз увидел в журнале.

8. Нынешняя выставка, посвященная 200-летнему юбилею художника, проходит в Третьяковской галерее — именно там хранятся самые значимые живописные и графические работы. Постоянную экспозицию украшают хрестоматийные «Сватовство майора» и «Завтрак аристократа». Экспонаты расположены в хронологическом порядке: московская родня Федотова и виды белокаменной, жанровые произведения, поздние картины и работы, знаменующие расцвет русского интимного портрета

9. Третьяков в свое время, приобрел уникальное собрание сепий Федотова с одной из версий «Вдовушки» и серией рисунков. Позже коллекцию пополнили работы, приобретенные у Пряшникова и Солдатёнкова. Помимо этого впервые демонстрируются юмористические рисунки, рассказывающие историю рождения «гениального живописца» (как величал себя, в шутку, сам автор) из собрания Русского музея!
Павел Андреевич Федотов. Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант
Павел Андреевич Федотов. Смерть Фидельки
Павел Андреевич Федотов
1844
Павел Андреевич Федотов. Домашний вор
Павел Андреевич Федотов
1851
Павел Андреевич Федотов. Молодой человек с бутербродом
Павел Андреевич Федотов
1849
Павел Андреевич Федотов. Вдовушка (с зеленой комнатой)
Павел Андреевич Федотов. Вдовушка (с лиловыми обоями)
10. Женщина в трауре с заплаканными глазами, портрет мужа-офицера, стоящий на комоде рядом с иконой, опечатанные сургучом предметы… На выставке представлено сразу три «Вдовушки» из четырех существующих — в каждой из версий автор менял типаж героини и колорит, приближая полотно к живописной элегии.
Павел Андреевич Федотов. Вдовушка

11. Ни одна из натурщиц, позировавших для «Вдовушки», так и не смогла до конца угодить «привередливому» автору. Он даже отправлялся в район Смоленского кладбища, смотрел на вдов… А причина такого отношения именно к этой работе была непроста: к написанию картины Федотова подтолкнуло горе, постигшее его сестру Любиньку, которая вышла за нелюбимого, а после его смерти осталась беременной, еще и с долгами усопшего супруга. На полотнах «появляется» свеча, она — гаснет…

12. «На брюхе шелк, а в брюхе щелк»: идею полотна «Завтрак аристократа» Федотов почерпнул из фельетона (как позже выяснилось, его автором был Иван Гончаров) о хозяине шикарных апартаментов, скрывающем от непрошенного гостя неприглядную бедность. Ломоть хлеба на завтрак и дешевый бульварный роман в качестве сомнительного «десерта» — апофеоз лицемерия.

Павел Андреевич Федотов. Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик)

13. В язвительной картине «Свежий кавалер», высмеивая «маленького человека», выросшего в ранге, Федотов, воистину, смеется над самим собой. Ведь точно так же он гордился первым чином, брильянтовым перстнем с руки князя… Хам, бедный чиновник в дырявом халате и потертых сапогах, отхвативший орден и закативший по этому поводу пирушку на последние кровные? Поза древнеримского героя, халат, как тога, — таков шикарный жест перед… кухаркой.

«Чтоб в одиночестве не кончить веку, красавица, пока совсем не отцвела, за первого, кто к ней присватался, пошла: и рада, рада уж была, Что вышла за калеку».
14. Басня Кылова о засидевшейся в девках придирчивой девице вдохновила Федотова на написание картины «Разборчивая невеста». Полотно он посвятил трехлетию со дня смерти поэта.
Павел Андреевич Федотов. Автопортрет

15. Хоть Павел Федотов посещал кружок Петрашевского лишь для общения с художниками, композиторами и писателями, вскоре он впал в немилость у властей. Два месяца его вызывали в «третье отделение» на допросы. Художнику запретили всякую общественную деятельность, картины не покупали, он находился под постоянным контролем. Обнажать быт и нравы николаевской России стало небезопасно.

16. Ради искусства Федотов пожертвовал не только службой, но и личной жизнью. Состоятельная красавица Юлия Тарновская (из известного рода — мы писали о династии и поместье в Качановке) отвечала художнику взаимностью, но средств на содержание семьи у него не было, и он стал избегать ее внимания… Вообще, еще в годы кадетства Павел Андреевич жертвовал попойками и весельем ради уроков рисования, которые он посещал как вольный слушатель. Тогда он принял решение всецело отдать себя рисунку и живописи.
Павел Андреевич Федотов. Эскиз к картине "Игроки"

17. Последние два года жизни художник провел в одиночестве, нужде и, буквально, муках творчества. Постоянные головные боли, ухудшение зрения, мнительность и тревожность заставили друзей Федотова принять решение о его госпитализации в клинику для душевнобольных, на что сам государь выдал 500 рублей. Однако ожидаемого эффекта лечение не принесло. Павел Федотов скончался, когда ему было всего 37 лет. Известие об этом в прессе цензура публиковать запретила.

18. Последнее полотно кисти Федотова, «Игроки», стало печальным предзнаменованием. Картина фокусирует внимание зрителя на лице проигравшего в окружении выигравших, похожих на фантомы. Главный персонаж пугающе похож на автора.

19. Свои картины Павел Федотов дополнял «рацеями» — пояснениями в виде коротких стихотворений. В их написании он упражнялся с юности, однако поэтом себя не считал, и разрешал переписывать свои стих только близким людям. Так, к картине «Сватовство майора» автор написал целую поэму, которая так и не была опубликована в России.

«А вот извольте посмотреть: вот сам хозяин-купец, денег полон ларец; есть что пить и что есть… Уж чего ж бы еще? Да взманила, вишь, честь: „Не хочу, вишь, зятька с бородою! И своя борода — Мне лихая беда. На улице всякий толкает, а чуть-чуть под хмельком, да пойди-ка пешком вечерком, глядь! — очутишься в будке, прометешь потом улицу сутки. А в густых-то будь зять — не посмеют нас взять… Мне, по крайности, дай хоть майора, без того никому не отдам свою дочь!..“ А жених — тут как тут, и по чину — точь-в-точь.»
Павел Андреевич Федотов. "Анкор, еще анкор!"

20. Среди работ живописца, «прописавшихся» в Третьяковке, — «Анкор, еще анкор» — ода рутинности военной жизни, о которой Федотов знал не понаслышке. В скромном солдатском интерьере расквартированный в крестьянском доме офицер коротает будни за тем, что дрессирует пуделя, как заклинание повторяя «анкор», что в переводе с французского означает «еще».

Возможность любоваться картинами Павла Федотова — большая удача, выпавшая московской публике этой весной. Выставка продлится до 14 июня.
Комментировать Комментарии
HELP