Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей  •  2 теста

Спасибо, что живой. Ностальгическая экскурсия в киевский Дом художника

Мне нравится0  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  
«Артхив» побывал в оплоте украинской Спилки (Союза) Художников — Национальном Доме художника в Киеве. И задумался о перспективах самого консервативного из направлений современного искусства в стране — академической живописи.
Выставочное пространство на первом этаже здания. Когда мы посетили Дом художника, там как раз экспонировались работы из фондов Дирекции выставок.
Основные экспозиционные площади — на втором этаже. Одновременно, здесь демонстрируется по нескольку сотен живописных полотен, скульптур, произведений народных промыслов. Не изменила традиции и проходившая в декабре — январе с.г. Рождественская выставка-2015.
Когда думаешь о различиях в жизни художника при Советском Союзе и теперь, на ум первым делом приходит фраза из советской пропаганды: «Два мира — две морали». Еще каких-то 25 — 30 лет назад художником в наших краях считался человек, получивший «профильное» академическое образование (а значит, хоть в какой-то степени умевший рисовать, или хотя бы лепить из глины коз и баранов!). Местные Веласкесы тогда зарабатывали неплохо, и даже диссиденты, не любившие «соцреализм», выкладывали мозайки на стенах жилых домов и в холлах ПТУ да подвизались в редакциях детских журналов — как и московские концептуалисты. Обязательным условием, без соблюдения которого художник никак не считался художником, а значит, не мог зарабатывать «профессией», да и вовсе числился «тунеядцем» (за что, увы, в стране сажали), было одно: состоять в членах профессионального Союза художников. Именно эта почтенная организация, осуществляя идеологический надзор, также ведала распределением мастерских, жилья и путевок в санатории где-нибудь на жарком ЮБК или в живописных Карпатах. Состоящая при ней Дирекция худвыставок распределяла «госзаказы»: заказывала и закупала у «Налбандянов в законе» картины для музеев и истории. Кстати, сегодня в подмосковном хранилище Международной конфедерации союзов художников сберегаются свыше 50 тыс. таких, закупленных в течении полувека (!) в СССР, шедевров из разных концов сегодня уже СНГ и сопредельных стран. В числе со-основателей МКСХ — национальный Союз художников Украины (НСХУ, по-украински — Спилка художников) и, отдельно, его Киевское отделение.
У Дома художника есть перспективы. Нужен «только» хороший современный менеджер
В Доме художника не любят «воздуха». А полотна часто компонуют интуитивно: или потому, что жанр и тематика схожи, или может просто совпадать палитра. Когда участников «коллективки» много, а места для их шедевров явно не хватает, несмотря даже на циклопические масштабы здания… Тут уж будешь изворачиваться, как только сможешь!..
Еще примеры композиционных решений. Все — с недавней Рождественской выставки, самого масштабного на настоящее время проекта Дома художника.
Последний раз в Украине живопись закупили в конце 1980-х. Общесоюзный С. Х. официально распался в 1992, вместо себя оставив МКСХ. Если работы из его собрания и впрямь попадут на аукционы Кристи и Сотбис, как недавно написал русский «Форбс», вскоре нужно ждать международной известности этой организации. Ведь без громких претензий со стороны ее со-основателей из разных стран не обойдется! В процессе раздела всесоюзного имущества, НСХУ досталась недвижимость на территории Украины, а символом Национального союза художников, да что там — одним из символов самого Киева! — и сегодня остается знаменитый Центральный (бывший Республиканский) Дом художника, что на Львовской площади в столице (официальный адрес ул. Артема (Сечевых стрельцов), 1 — 5. Именно там по сей день проходят масштабные всеукраинские «спилчанские» выставки и многочисленные «персоналки» членов НСХУ. Там работает их организатор — Дирекция выставок.
Больше всего в НСХУ любят натюрморты и пейзажи. Настолько, что готовы презентовать, казалось бы, совершенно летние, зато аппетитные и жизнеутверждающие, сюжеты даже в рамках чисто «зимних» выставок


А вот калина — специфический украинский мотив. Изображать ее в Украине любят не меньше, чем в Армении цветущие гранаты. На фото: Иващенко Р. М., Киев. «Калина». 2014.
Признак современности — мода среди художников писать монастыри и церкви. Автор этой работы, которая называется «Ночная Лавра», киевлянин Данченко О. В., молод, 1994 г. р. На своем примере он доказывает нам, что приверженность традиционной школе живописи не зависит от возраста или преходящей моды.
Снова чувствуется старая школа: многие художники НСХУ до сих пор не жалеют на картины масла.
(На фото — работа художника из Фастова Эндевери А. «Зимние развлечения»)
Антонова Я.В., 1962 г. р., Киев. «Мое Рождество». 2014.
Увы! Модус вивенди «официальных» маляров, словно вне времени существующих под крышей «Дома семи повешенных» (так в народе, благодаря статуям семи муз на фасаде, зовут знаменитое «художественное» здание), за последние четверть века сильно изменился. Покупателей картин должны искать сами «мастера кисти», и за участие в спилчанских «коллективках» приходится платить из своего кармана. И как бы ни старались престарелые витии, коих в Союзе художников большинство, «угадать линию партии» и рисовать конъюнктурные «калины», Государству, кажется, глубоко безраличны любые телодвижения былых «властителей дум». Зато за беспощадную конъюнктуру художников из НСХУ ругают все, кому ни лень, еще и упрекают за профессиональную беспомощность многих работ. Потом, правда, выясняется, что непрестижность совершенно не мешает некоторым современным киевским арт-знаменитостям, вроде отца-основателя «жлоб-арта» Ивана Семесюка, вступать в члены НСХУ. И получать советского типа наградные дипломы за участие в местных «коллективках».
С появлением обеспеченных покупателей, в Украине постепенно начал возрождаться жанр портрета. Пока большинство виденных нами работ в этом жанре носят подражательный характер. Но национальную школу и сегодня не спутаешь ни с какой другой.
Слева: Грачик Ю. В., 1984 г. р. Одесса. «На Рождество». 2014.
Справа: Демиденко Л. И., 1968 г. р. Кировоград. «Замечтавшаяся». 2014.
Во время работы выставок в ЦДХ залы никогда не простаивают без публики.
Ковтун В. И., 1958 г. р. Харьков. «По первому снегу». 2014.
Белибердин В. И., 1954 г. р. Киев. «Козацкая звезда». Мельхиор, дерево. 2014
На излете правления Януковича государство своеобразно обратило внимание на Союз художников, пожелав снять с дотации, а недвижимость отнять в пользу державы. И в этот момент, кажется, случился подлинный взлет «спилчанской» Музы. Таких представительных выставок с авторами со всей Украины, такого градуса мастерства, количества молодых и даже юных авторов (а не только привычных пожилых «членов»), наконец, такого интереса к контемпорари, я в Доме художника просто не припомню! НСХУ начал давать фору даже «передовому» Мыстецькому Арсеналу. При этом, впрочем, представляя совершенно другое искусство. Здесь можно было посмотреть собранный со всей Украины фигуратив и качественную интерьерную живопись — то есть на самое что ни на есть «настоящее среднестатистическое» ИЗО в любой стране.
Леус О.Е., 1960 г. р., Киев. «Оболонская набережная», 2014
Слева: Тафийчук, Л.И., 1958 г. р., Киев. «Ой, оадуйся, земле…». 2014.
Справа: Бондаренко М. О., 1985 г. р., Киев. «Клумба». 2012
Живопись в ЦДХ обычно можно увидеть на любой вкус. Но, сколько бы его не ругали у «рядового» покупателя, массовым спросом у покупателя во все времена пользуются именно интерьерные, даже китчевые, работы.
На фото: Могтлевский К. В., 1958 г. р., Буча (Еиевская обл.) «Владелец участка». 2013
Увы, экспозиции самого последнего времени в Доме художника снова, мягко говоря, поблекли, и они куда менее представительны. Тихо-тихо там открываются «отчетные» годовые выставки вроде всем известной Рождественской. Совсем незаметно открываются и «отбывают» свое персоналки, даже на соискание главной в стране Шевченковской премии (видимо, чтобы публика «до срока» не узнала, а значит, — не изругала номинантов). В выставочном зале на первом этаже прямо сейчас и вовсе висят работы из фондов Дирекции выставок. Вряд ли этот, по идее, эталон для подражания молодыми «спилчанами», можно называть запоминающимися!..
Последний зал выставки
В Дементьев. Ветер. Работа из фондов Дирекции выставок
Брынзович Т. Софиевская площадь. Работа из фондов Дирекции выставок
Микитич Л. В. ожидании новостей. Работа из фондов Дирекции выставок
Впрочем, НСХУ и Дом художника не зря пережили и безденежье 1990-х, и забвение государства, — в общем, выстояли вопреки всему до нашего времени. Если и вправду «спилчане» перетерпят еще и нынешнее лихолетье (война не благоприятствует Музам), при толковом менеджменте их Дом просто не может не превратиться в весьма и весьма интересную платформу, где уже целенаправленно будет презентовываться «другое», академическое искусство.
Где-то подобные площадки приходится с большими трудностями специально создавать. А у нас — вот же, все готово! Нужен только толковый арт-менеджер… Ну, что же, будем надеяться. И — отслеживать, как живет-дышит киевский «спилчанский» Дом художника…

На фото: холл ЦДХ. Все фото — автора материала.
Изображение Центрального Дома художника — www.2do2go.ru
Автор: Анна Пароваткина
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится0  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом:

HELP