Регистрация

Камилла Клодель, муза Родена с трагичной судьбой, - теперь одна из самых "дорогих" художниц на аукционах

Мне нравится9       0  
Камилла Клодель постепенно, но неуклонно выходит из тени Родена. Проходит выставка во Франции, интерес подогревает балет и кинематограф… И на крупнейших нынешних аукционах женщина — скульптор XIX века уверенно продвинулась в топ наиболее дорогих художниц наряду со «старожительницами» списка Джорджией О’Киф (Georgia O’Keeffe), Джоан Митчелл (Joan Mitchell) и Синди Шерман (Cindy Sherman).

Камилла Клодель (Camille Claudel) долгое время была более известна как модель и любовница своего учителя Огюста Родена (Auguste Rodin). На рубеже XX века пара рассталась, и Камилла начала работать самостоятельно. После смерти художницы в 1943-м её постигло забвение, но в конце 1980-х — начале 90-х годов интерес к творчеству начал возрождаться, и стоимость работ всё время растёт.

Ценовой рекорд пришёлся на июнь 2013 года. Тогда на аукционе Sotheby’s в Лондоне скульптура «Вальс», отлитая в 1893 году, ушла с молотка за 8 млн долларов. Это более чем вдвое превысило предпродажную оценку. Всего месяцем ранее, в мае, другая версия «Вальса», отлитая в 1905 году, была продана на вечерних торгах Sotheby’s «Импрессионисты и искусство начала XX века» в Нью-Йорке за 1,9 млн долларов (эстимейт 800 тыс. — 1,2 млн).

На интерес к работам Камиллы Клодель, как и на всё её творчество, оказывают влияние два фактора. Во-первых, это её десятилетний роман с Роденом. А, во-вторых, то, что последние 30 лет жизни она провела в приюте для душевнобольных во Франции — вопреки своей воле, по распоряжению брата, поэта Поля Клоделя (Paul Claudel). Там Камилла вообще не работала, отчего была несчастна и страдала.
«Я думаю, что Клодель нужно рассматривать через призму её отношений с Роденом и в связи с её печальной судьбой в сумасшедшем доме, — говорит Саймон Сток (Simon Stock), главный международный специалист департамента Sotheby’s по импрессионистам и искусству периода модерна. — Справедливо это или нет, но, хотя она и была высококлассным скульптором, всё же оказалась в тени Родена, при этом всегда имея собственных преданных поклонников».

Конечно, аукционная стоимость работ Родена и Клодель очень отличается. Для первого из них рекорд составляет чуть менее 19 млн долларов. За такую сумму в мае 2008-го аукцион Christie’s в Нью-Йорке продал бронзовую «Еву без постамента» (Eve, grand modele-version sans rocher), отлитую в 1897-м (на фото). Рыночная оценка тогда составила 9 — 12 млн долларов. Годом ранее «Ирида, посланница богов» (Iris, messagère des dieux), отлитая в 1902 — 1905 годах, ушла с молотка за 9 млн долларов, превысив эстимейт почти в восемь раз.

«Но, в конце концов, когда интерес к Родену возрастает, это выгодно и для работ Клодель», — отмечает Саймон Сток. Так, внимание к ней привлёк балет «Роден», который в прошлом году привозил в Европу российский хореограф Борис Эйфман. В фокусе спектакля была связь Камиллы с Роденом, а также спорное мнение, что он зависел от её идей. Также перипетии судьбы Камиллы Клодель в последнее время, похоже, «взял на откуп» кинематограф.
В 2013-м на экраны вышел фильм «Камилла Клодель 1915» с Жюльетт Бинош в главной роли. Лента, благосклонно воспринятая критикой, рассказывает о нескольких тяжёлых днях в жизни женщины, заключённой в сумасшедшем доме и ожидающей приезда своего брата Поля.

Ещё ранее тема мучительных взаимоотношений художницы с Огюстом Роденом рассматривалась фильме «Камилла Клодель» (1988 год). Главные роли в нём исполнили Изабель Аджани (Isabelle Adjani) и Жерар Депардье (Gérard Depardieu). Картина также имела громкий успех, получила пять премий Сезар, две номинации на Оскара, а Изабель Аджани была названа лучшей актрисой на Международном кинофестивале в Берлине.
Сейчас персональная выставка Камиллы Клодель проходит в музее искусства и промышленности La Piscine во французском Рубе. Здесь ее называет «зеркалом ар-нуво» и разглядывают в рамках стиля и эпохи. Выставка продлится до 8 февраля.
«Множество её наиболее коммерчески привлекательных работ созданы в конце XIX века. Можно сказать, что именно тогда она достигла реальной зрелости, — считает Дэвид Клейвег де Цваан (David Kleiweg de Zwaan), вице-президент Christie’s и специалист по импрессионистам и искусству начала ХХ века. — Последние известные работы Клодель датируются примерно 1905 годом, после чего она вообще прекратила творить».
Специалисты напоминают ещё о двух работах Камиллы Клодель, которые были высоко оценены в последние 10 лет.
  • Камилла Клодель, «Расставание» (L'abandon), ок. 1905 г.
  • Камилла Клодель, «Торс женщины, сидящей на корточках» (Torse de femme acroupie), ок. 1913 г.
Первая — это скульптура «Расставание» (L'abandon), наиболее дорогой лот от скульптора, проданный на аукционе Christie’s. Статуэтка ушла с молотка в 2013 году за 1,7 млн долларов при эстимейте в 1,1 — 1,4 млн. Начатая в 1886 году, она была отлита в бронзе около 1905 года, и стала второй в числе 25-ти дубликатов, из которых отлиты были только 18.

Вторая — «Торс женщины, сидящей на корточках» (Torse de femme acroupie), отлитый в двух экземплярах где-то в 1913 году по заказу дипломата Филиппа Бертело (Philippe Berthelot). Скульптуру продали за 930 тыс. долларов на Sotheby’s в Лондоне при эстимейте в 424 — 594 тыс. «Цена „Торса“ показательна, поскольку в этой скульптуре нет легко и традиционно узнаваемой руки Клодель. Но это было отличное литьё и хороший провенанс», — подчеркнул Саймон Сток.
«Публика действительно пересматривает своё отношение к работам Камиллы Клодель, и начинает понимать их. Мы рады видеть, это и делаем всё возможное для поддержания интереса», — добавил Дэвид Клейвег де Цваан.
КомментироватьКомментарии
HELP