Регистрация

Спрятать Мону Лизу: спаситель французского искусства Жак Жожар выходит из тени

Мне нравится6       0  
Вывезти Джоконду из музея под покровом ночи, чтобы не позволить нацистам похитить мировой шедевр — это не сценарий очередного блокбастера, а реальная история! Секретная операция, проведенная сотрудниками Лувра накануне Второй мировой войны, воссоздана в новом документальном фильме — обнародованы подробности и редкие материалы. В частности, об основном инициаторе спасения — Жаке Жожаре (Jacques Jaujard). Мир искусства должен знать своих героев!


Как рассказали в администрации Лувра, Жожар по собственной инициативе спрятал Мону Лизу, экспонаты музея и всю коллекцию паблик арт Франции всего за 10 дней до начала второй мировой войны, мастерски провернув эту секретную операцию!

«Прославленный и неизвестный»

За эту французскую документалку готовы бороться все британские телеканалы. И им лучше поспешить, так как фильм уже продан в десятки стран по всему миру.
В своей киноработе Жан-Пьер Девиллерс и Пьер Почарт соединяют архивные и художественные съемки с анимацией. История, рассказанная французским актером Матье Амальриком, фокусируется на герое, несправедливо забытом французами — Жаке Жожаре.

Роза Валлан, одна из коллег Жожара, записала название каждой картины, украденной нацистами из частных коллекций во время войны, и после 1945 года помогла вернуться на родину 45000 из них. Именно ее сыграла Кейт Бланшетт в фильме Джорджа Клуни «Охотники за сокровищами». А вот о Жаке Жожаре мало кто слышал, поэтому, когда на днях новый документальный фильм впервые показали по телеканалу France 3, французы просто-таки замерли перед экранами.

Кто не спрятался - я не виноват!

Оказывается, эпохальной операции в Лувре предшествовала еще одна. В 1938 году Жожар руководил перенесением всех экспонатов музея Прадо в Швейцарию, чтобы уберечь их от Испанской гражданской войны. А 25 августа 1939 года, мсье Жак закрыл Лувр на три дня. Согласно официальной версии, «для проведения ремонтных работ». В течение этого времени сотни сотрудников, студентов-художников и работников универмага Grands Magasins осторожно прятали сокровища в белые деревянные ящики. Благо, картину «Брак в Кане Галилеской» итальянского художника Паоло Веронезе можно легко свернуть в цилиндр. А вот «Плот Медузы» Теодора Жерико перевозили в огромном грузовике, накрыв кузов гигантским одеялом.
Якопо Тинторетто. Брак в Кане Галилейской
На протяжении всей войны Жожару приходилось организовывать тайный переезд Моны Лизы из замка Шато и даже оснащать временные прибежища электрическими обогревателями и гидрометрическими устройствами, чтобы сохранить наиболее хрупкие произведения искусства, такие как статуи, датирующиеся 2000 г. до н. э.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда)



Шедевры были классифицированы по важности: желтая отметка — для очень ценных произведений искусства, зеленая — для главных работ, и красная — для мировых сокровищ. Белый ящик, в котором находилась Мона Лиза, был обозначен тремя красными кружочками.

Картины в отпуске

В этой операции были задействованы частные автомобили, грузовики, автофургоны, такси и даже машины скорой помощи! Августовским утром колонна из 203 транспортных средств, перевозящих 1862 деревянных ящика, останавливалась у французских замков, где картины и скульптуры могли бы пережить тяжелые времена. Ника Самофракийская высотой в 11 футов была последним произведением искусства, которое ушло в подполье в день, когда Германия напала на Польшу.

Свой среди чужих, чужой среди своих

После разгрома Франции Жожар ждал победителя, неизбежно постучавшегося бы в его дверь. 16 августа 1940 года граф Франц Вольф-Меттерних, который был назначен Гитлером для наблюдения коллекции произведений искусства Франции, должным образом прибыл в музей. В своем дневнике Жожар упомянул, что Меттерних, казалось, почти с облегчением обнаружил, что Лувр пуст. Как и многие немецкие аристократы, он не был членом нацистской партии и, пока имел возможность, пытался помочь Жожару сберечь искусство Франции от Геринга, Геббельса и Риббентропа.
Тем не менее, Жожару пришлось «воевать на два фронта»: не только против фашистов, но и против французской знати, представители которой склонялись к коллаборационизму и были не прочь поделиться сокровищами Франции с немецкими оккупантами.
После освобождения Парижа спасенная коллекция постепенно вернулась в свои родные музеи. Ни одно произведение не был повреждено. Когда в Европе провозгласили мир, Жожар сразу же попросил Шарля де Голля представить Меттерниха к ордену Почетного легиона.
КомментироватьКомментарии
HELP