Мировой рынок современного искусства (ч.2): Восток, Эмираты, Латинская Америка хвастаются рекордами художников, которые покидают родину. Но галереи – строятся.
Продолжаем обзор (читайте ч. первую) самых интересных фактов о том, что происходит в мире contemporary-art. Как знать, может нынешняя запутанная арт-история когда-нибудь займет достойное место среди «парадоксов XXI века» в учебниках искусствоведов.
Бум переживает искусство востока — Турции и Арабских Эмиратов. Такому продвижению способствуют как местные аукционные дома, так и британские Phillips de Pury и Bonhams. В 2011-м трамплином для турецких художников стала выставка в галерее Саатчи, после которой спрос на их творчество начал стремительно расти. Торговый дом Sotheby’s вместе с «турецкими торгами» в 2009 открыл миру имена Ахмета Орана, Мустафы Ата и, конечно же, Джанан Толон.
Рефлекс
XXI век
Проект The Future of a Promise в рамках 53-й Венецианской биеннале в 2011 г. послужил отправной точкой для современных художников Ближнего Востока. Тематический диапазон работ иранцев варьирует между «социалкой» и политическими жестами. В последнее время их выставляют Гуггенхайм, Центр Помпиду и Тейт Модерн
. Дубайский аукцион Christie’s в 2006 году заставил присмотреться к ближневосточным художникам и коллекционеров. Лидером продаж среди иранской братии на сегодня остается Фархад Мошири (212 место в топ-500 с оцененной в €722 тыс работой).
Работы афроамериканцев начали дорожать еще 20 лет назад после первых выставок в парижском Центре Жоржа Помпиду, нью-йоркском Новом музее, лондонских Тейт Модерн
и галерее Саатчи. Однако африканский внутренний арт-рынок крайне ограничен. Несмотря на международное признание и спрос, соотечественникам до сих пор чужды имена художников Ромуальда Хазуме, Йинки Шонибар и Уильяма Кентриджа. Некоторые из перечисленных авторов отдали предпочтение жизни на Западе, что прибавляет бонусные балы в счет коммерческого успеха. Остается надеяться, что галерея современного искусства в Бенине, открывшаяся в прошлом году, и музей в Кейптауне, который будет готов принять первых посетителей в конце 2016-го, пустовать не будут.
МОМА, Тейт Модерн
и Центр Помпиду давно взяли в оборот выходцев из Южной Америки. Специально приглашенный куратор подбирает для постоянного собрания музея Гуггенхайма произведения современного латиноамериканского искусства и открывает миру новые имена на временных экспозициях
В 2007-м году в Лондоне и Нью-Йорке начали проводить ярмарку молодого латиноамериканского арта Pinta Art Fair, а Phillips, Christie’s и Sotheby’s основали посвященные ему аукционы. Как и в случае cо странами африканського континента, ростом внутреннего спроса на живопись здесь пока похвастаться не могут.
Исключение составляет Бразилия, где представители среднего класса покупают современное искусство, не пропускают легендарной биеннале в Сан-Паулу и не проходят мимо галерей, среди которых представлен и лондонский White Cube. А в Белу-Оризонте существует крупнейший парк и музей контемпорари арт со всего мира — Inhotim. Несмотря на это, бразильський арт-рынок составляет всего 0,06% от мирового из-за высоких налогов на продажу, экспорт и импорт. Самые продаваемые художники современной бразильской арт-сцены — Вик Мунис, Беатрис Мильязес, Адриана Варежан.
Этюд №1
XXI век
Благодаря интересу к оп-арт и кинетическому арту, иными словами, к искусству оптических иллюзий и произведением, созданных с помощью игры света и движения, мир снова заговорил о венесуэльцах Карлосе Круса-Дьеса (1923) и Хесусе Рафаэле Сото (1923−2005). Зафиксированные аукционные рекорды на их работы перешагнули €500 тыс.
Американец кубинского происхождения Феликс Гонсалес-Торрес (1957−1996), рассказывавший о политике, гомосексуализме и СПИДе на языке минимализма и концептуализма, похоже, снова поднимается по рейтинговой лестнице. А вместе с ним — молодой колумбиец Оскар Мурильо, живущий в Лондоне. После того, как Phillips, Christie’s и Sotheby’s посятили ему строки в своих каталогах, он стал самым продаваемым латиноамериканским художником и самым успешным творцом моложе 30 лет, оставив позади американцев Джейкоба Кэссей и Люсьена Смита.
Подготовлено по материалам «АРТГИД»