войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Финита ля комедиа: под занавес – работа Пикассо, или история прощания с декорацией ресторана Нью-Йорка

Занавес, созданный испанцем для «Русских сезонов» Дягилева переезжает из элитной ресторации в музейное пространство. Оцененная в $1, 6 млн работа скоротала между бильярдным залом и гриль-баром полвека. Однако из-за вынужденной реставрации занимаемой им стены, занавес «попросили». Слухи о возможном снятии полотна вызвали праведный гнев акул арт-океана: хрупкое, словно картофельные чипсы, оно рисковало не пережить переезда. Пересуды привлекли к шедевру внимание мировой общественности: фото на память? В очередь, звезды и дети!
Финита ля комедиа: под занавес – работа Пикассо, или история прощания с декорацией ресторана Нью-Йорка

Смена сезона

Ресторану «Четыре сезона» (Four Seasons) (не имеет ничего общего со знаменитой сетью отелей) в небоскребе на Парк-авеню есть, чем похвастаться: в свое время сюда приходили откушать Мадонна и Далай Лама. Более того, именно здесь праздновал свой 45-ый день рождения президент Кеннеди незадолго до того, как Мэрлин Монро спела ему знаменитую «Happy Birthday, Mr. President» на Медисон-сквер-гарден. В 1958 у «Четырех сезонов» появился новый повод для гордости: одну из его стен украсил фрагмент театрального занавеса работы Пабло Пикассо, приобретенный за полмиллиона долларов из частной коллекции. С тех самых пор работа поселилась между двумя залами, а соединяющий их коридор получил название «Аллея Пикассо».
Финита ля комедиа: под занавес – работа Пикассо, или история прощания с декорацией ресторана Нью-Йорка
В 1926 году у Сергея Дягилева не дрогнула рука разрезать занавес и продать его центральную часть, в силу сложного материального положения. Фрагменты полотна, обрамлявщие центральный квадрат, сегодня хранятся в Нью-йоркском музее современного искусства.
Полотно размером 5,8 м на 6,1 м считается самой большой картиной Пикассо в Северной Америке. На аукционе Christie’s в 2008 специалисты оценили его в 1, 6 млн долларов. Эта цифра, признаться, далека от стоимости самой дорогой картины художника, однако именно занавес к балету «Треуголка» (Le Tricorne) считается его наибольшим театральным достижением. Поэтому собственники здания, в котором расположен ресторан, вызвали настоящий скандал своим решением о реставрации стены и снятии полотна.

Разглашение таких планов повлекло за собой баталии с вовлечением архитекторов, арт-критиков и историков со всего мира. Большинство из них всерьез противились тому, чтобы иллюстрация покидала обжитую стену. Ходили даже слухи, что инициатор переезда решил снять полотно под покровом ночи.
Финита ля комедиа: под занавес – работа Пикассо, или история прощания с декорацией ресторана Нью-Йорка
Нью-йорский комитет по сохранению исторических памятников, который с 2003 является хозяином занавеса, забил тревогу: работа и вправду рисковала не пережить вынужденной транспортировки. Во избежание этого, стороны решили передать занавес Нью-Йоркскому историческому обществу, а перезд оплатил инициатор реставрации. На то, чтобы снять полотно, рабочие потратили 12 часов. Как уверяют, «операция прошла успешно».

Теперь работу за несколько недель отреставрируют в Массачусетском центре сохранения объектов культурного наследия, после чего передадут ее под крышу Нью-йоркского исторического общества, где занавесом смогут восхищаться все желающие.
Финита ля комедиа: под занавес – работа Пикассо, или история прощания с декорацией ресторана Нью-Йорка
Ресторан «Четыре сезона» от смены местожительства занавеса только выиграл — в общепит для миллионеров выстраивалась очередь из желающих попрощаться с полотном и сделать фото на его фоне. А какое же прощание без сытного обеда и бокала красного? Среди посетителей — как студенты художественных колледжей, на скорую руку зарисовывающие сюжет занавеса, так и известные бизнесмены, актеры и музыканты. Для того, чтобы разместить всех желающих взглянуть на работу, пришлось даже отодвинуть стоявший в проходе диван. Чем заменят, казалось бы, незаменимого Пикассо, владельцы ресторана пока держат в тайне. В последнее время нижнюю часть занавеса закрывали от взоров большой красный надувной омар и мусорное ведро, свисающие из черной металлической рамы — скульптура Джеффа Кунса, поселившаяся по соседству.
Финита ля комедиа: под занавес – работа Пикассо, или история прощания с декорацией ресторана Нью-Йорка

Писал ли Пикассо?

Идею авангардного балета «Треуголка» для русских сезонов Сегея Дягилева воплотили хореограф Леонид Масин и композитор Мануэль де Фалья. Поздней весной 1919, находясь в Лондоне, Пикассо приступил к созданию декораций и костюмов к премьере. Двумя годами ранее у него закрутился роман с танцовщицей Русского балета Ольгой Хохловой, поэтому художник начал поддерживать «Сезоны» наравне с другими творцами — Эриком Сати, Игорем Стравинским, Жаном Миро и Жаном Кокто. Премьера «Треуголки» состоялась 22 июня 1919, то есть испанский гений справился с задачей за считаные недели. Однако некоторые историки искусства не верят в то, что занавес непосредственно «сработан» Пикассо, ведь, согласно некоторым воспоминаниям, ему активно помогали сценический художник Дягилева Владимир Полунин и его жена, а дон Пабло стоял над ними с бокалом вина и раздавал указания.

До этого Пикассо уже участвовал в подготовке балета «Парад», поставленном Леонидом Мясиным в 1917 году в сопровождении музыки Эрика Сати и по сценарию Жана Кокто.
Финита ля комедиа: под занавес – работа Пикассо, или история прощания с декорацией ресторана Нью-Йорка
Справка АРТХИВА: Примечательно, что сюжет декорации никак не был связан с происходившим на сцене. Отдавая дань испанской традиции, Пикассо изобразил на полотне беседующих зрителей корриды, которая только закончилась. Главный же герой «Треуголки», сценарий к которой написан по роману Педро Антонио де Аларкона (Pedro Antonio de Alarcón) — губернатор испанской провинции. Чиновник терпит фиаско, соблазняя супружницу мельника. Его неудача на этом поприще всячески высмеивается жителями деревни. Некоторые критики уверены, что среди прочих на полотне изображены сам Пикассо, его возлюбленная, балерина Ольга Хохлова и Дягилев. Занавес прибывал на сцене во время увертюры.