Регистрация
#неделя японского искусства
  Японское искусство: тематическая неделя в Артхиве

Особо опасны. ТОП-5 художников, на которых легко ошибиться в викторинах из серии «Угадай автора» (Часть 3)

Мне нравится9  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  
В их творчестве есть картины-хиты, названия их полотен пошли в народ, о них, в конце концов, сочиняют анекдоты — это ли не признак популярности и узнаваемости? Однако даже такие художники могут подвести вас, если вы играете в викторину, где нужно угадывать авторов произведений. В первой части нашего расследования мы показали неузнаваемые работы Пикассо, Айвазовского, Малевича, Кандинского и Моне. Вторую часть посвятили тайнам творчества Климта, Шишкина, Рембрандта, Уорхола и Херста. Третья же серия арт-детектива рассказывает, как не засыпаться на шедеврах Кустодиева, Репина, Рубенса, Мунка и Мондриана и угадывать их, даже если будет скрыт автограф.

Борис Кустодиев

Борис Михайлович Кустодиев. Русская Венера
Русская Венера
Борис Михайлович Кустодиев
1925, 200×175 см
От Бориса Кустодиева мы ожидаем, конечно, кустодиевских красавиц — пышных и статных, будь то Венера в русской бане или довольная жизнью купчиха, уплетающая кекс с изюмом. Эти барышни и нагие, разодетые в праздничные платья легко узнаваемы — они круглы и сочны, как спелый астраханский арбуз.
«Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, — любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему „русскому“ — это было всегда единственным сюжетом моих картин».
БОРИС КУСТОДИЕВ
Однако и женские тела без лишних сантиметров и килограммов в наследии Кустодиева тоже имеются! И стройными натурщицами их список не исчерпывается.
Борис Михайлович Кустодиев. Портрет дамы. Модель
  • Борис Кустодиев. Портрет дамы. Модель.
  • Борис Кустодиев. Натурщица.
Борис Михайлович Кустодиев. Булочник. Из серии "Русь. Русские типы"
Кустодиев не только певец русского быта и коллекционер провинциальных типажей. Он также отличный портретист, который нередко писал дам светских. И многие из них на портретах Кустодиева выглядят так, будто часто заглядывают к модистке, а к булочнику и дороги не знают. Зато слово «диета» вполне может быть им известно.

Иллюстрация слева — «Булочник» из кустодиевской серии «Русь. Русские типы».
Самое главное — запомните эту сухонькую женщину: Кустодиев женился на худышке и был счастлив с ней до конца своих дней.

Свою жену и музу Юлию Кустодиеву (в девичестве — Прошинскую) он писал много и вдохновенно, а ее стан не утратил изящества и после рождения троих детей (один из них умер в младенчестве):
Борис Михайлович Кустодиев. Портрет Юлии Евстафьевны Кустодиевой
  • Портрет Юлии Кустодиевой, сделанный в 1903-м, когда она вышла замуж за художника.
  • Портрет Юлии Кустодиевой с дочерью Ириной.

Питер Пауль Рубенс

Питер Пауль Рубенс. Адам и Ева
Адам и Ева
Питер Пауль Рубенс
1597, 180×158 см
Вслед за кустодиевскими нельзя не вспомнить рубенсовских красавиц. Их-то вы узнаете без труда. А как насчет этой Евы? Пусть не по меркам современных глянцевых журналов, но по рубенсовским — совершеннейшая же худышка. Где, позвольте спросить, обвисающие телесные холмы? Где ямочки и бугорки?
Питер Пауль Рубенс. Три грации
Такую Еву и в качестве иллюстрации к статье «101 способ избавиться от целлюлита» не возьмут — нет ведь целлюлита! То ли дело — «Три грации»…
Приведенную выше соблазнительницу Рубенс написал 20 летним, когда еще не знал толка в бугристой, как апельсиновая корка, красоте: у той его Евы тело гладкое и упругое.

Спустя 30 с лишним лет, в 1628-м, он напишет библейскую парочку еще раз — сделает копию с Тициана (обе картины сейчас находятся в музее Прадо). Тут много нюансов в деталях, но главное в том, что Ева здесь — уже подлинно рубенсовская красавица. Смотрите, какое поплывшее и комковатое ее тело в сравнении с тициановской Евой и, тем более, с рубенсовской Евой 30-летней давности:
  • Тициан. «Адам и Ева».
  • Рубенс, «Адам и Ева», авторская копия с Тициана.
«Основное различие между жизнью нашего века и жизнью древних — праздность и отсутствие физических упражнений; ведь ясно, что еда и питье не способствуют укреплению тела. Потому-то появляется отвислый живот, ожирение от постоянного обжорства, дряблые ноги и руки, истощенные собственным безделием».
ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС

Илья Репин

Илья Ефимович Репин. Бурлаки на Волге
Бурлаки на Волге
Илья Ефимович Репин
1873, 131×281 см
Репин — это грандиозные исторические сцены или «стоп-кадры» из народной жизни. И портреты, каждый из которых можно читать, как книгу. Никаких там пейзажиков и натюрмортиков — не по чину это такому могучему реалисту.
Итак, начнем развенчание мифов. Во-первых, как насчет импрессионизма?

Это написанный в 1913-м году «Конный портрет Александра II». Царь на белом коне — что ж такого? Но картина Репина, похожая на пирожное?! Вот уж не ждали!
Необычно исполнены религиозные сюжеты у Репина. Например, эти две вещи легко могут быть отнесены к символизму, а Репина в этом случае не грех спутать с Врубелем:
Илья Ефимович Репин. Отыди от меня, Сатано
Илья Ефимович Репин. Иди за мной, Сатано
  • Илья Репин. Отыди от меня, Сатано.
  • Илья Репин. Иди за мной, Сатано.
Пейзажи Репин не считал своим профильным жанром, а потому даже не торговал ими. Однако время от времени писал. Взгляните на этот эскиз березок — в них тоже изрядная доля импрессионизма.
Илья Ефимович Репин. Березы. Солнечный день
Березы. Солнечный день
Илья Ефимович Репин
На репинских пейзажах частенько присутствуют люди. Видимо, в безлюдных картинках природы он не находил необходимой дозы драматизма. Не видел сюжета просто в восходах и закатах. Кстати, когда Айвазовский задумал написать Пушкина на берегу моря, море он изобразил сам, а с фигурой поэта великому маринисту помог Репин.
Что за Качановка изображена Репиным на одном из его пейзажей — читайте в обзоре «Артхива».

Натюрморты! И они у Репина имеются. Всего два — так что запомнить не составит труда:
Илья Ефимович Репин. Букет цветов
Букет цветов
Илья Ефимович Репин
1878, 85.5×61 см
«Искусство любит беззаветную храбрость в художнике, безграничную дерзость его в искании новых очарований и новых откровений в безграничном мире красоты и поэзии. Оно простит автору ошибки, но никогда не простит скуки и холодности работы».
ИЛЬЯ РЕПИН
Илья Ефимович Репин. Яблоки и листья
Яблоки и листья
Илья Ефимович Репин
1879, 64×75 см
Илья Ефимович Репин. Лучший друг человека (Пес)
И, наконец, репинские портреты. Учтите: на них можно встретить не только Толстого и Мусоргского. Этот портрет называется «Лучший друг человека».

Эдвард Мунк

Эдвард Мунк. Крик
Крик
Эдвард Мунк
1893, 91×73.5 см
Картины Мунка не всегда сине-оранжевые, а его герои не всегда кричат. В массовом сознании он — автор одной работы, но это далеко не так. Жмите на имя художника вверху — и просто знакомьтесь с его наследием. Вместо вдохновения — вот вам несколько примеров того, с кем можно спутать многоликого норвежца.

Любая из этих моделей экспрессиониста Мунка могла оказаться и в мастерской о Репина:
«Нужно прекратить писать вяжущих женщин и читающих мужчин. Я буду писать людей дышащих, чувствующих, любящих и страдающих. Люди должны проникаться святостью этого и снимать перед картинами шляпы, как в церкви».
ЭДВАРД МУНК
Писсарро?
Эдвард Мунк. Весенний день на улице Карла Иогана
Весенний день на улице Карла Иогана
Эдвард Мунк
1890, 80×100 см
Ранний Моне? Или Мане?
Эдвард Мунк. Прибытие почтовой лодки
Прибытие почтовой лодки
Эдвард Мунк
1890, 98×130 см

Пит Мондриан

Пит Мондриан. Композиция с красным, желтым и синим
Композиция с красным, желтым и синим
Пит Мондриан
До 21 сентября в британской галерее Turner Contemporary проходит выставка, посвященная раннему творчеству Мондриана, где он предстает совсем не таким, каким мы его знаем: «желтый, красный, голубой — выбирай себе любой». «Пятнашки» Мондриан писал не всегда, однако с цветом экспериментировал с самого начала. Посмотрите хотя бы на чудесные цветочные натюрморты одного из отцов абстракционизма:
Пит Мондриан. Амариллис
Пит Мондриан. Белая роза в стакане
  • Пит Мондриан. Амариллисы.
  • Пит Мондриан. Белая роза в стакане.
Пит Мондриан. Цветы
Пит Мондриан. Лилия
  • Пит Мондриан. Цветы. Солнце.
  • Пит Мондриан. Лилия.
Как и Казимир Малевич, к абстракционизму Пит Мондриан пришел через импрессионизм (не без влияния экспрессионизма):
Пит Мондриан. Ветряная мельница в солнечном свете
Ветряная мельница в солнечном свете
Пит Мондриан
1908, 87×114 см
«Я чувствовал, что подлинная реальность может быть выражена только посредством чистой пластики. Инстинктивно я понимал, что живопись должна найти новый подход в отображении совершенства природы».
ПИТ МОНДРИАН
Главное фото в материале: Борис Кустодиев, «Сладости. Натюрморт».
Автор: Наталья Кандаурова
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится9  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  

Комментарии

loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом:

HELP