войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Все Брейгели и вокруг них. Путеводитель по династии

Картину Брейгеля можно узнать мгновенно, но… какого Брейгеля? Даже маститые эксперты признаются, что им подчас сложно сориентироваться в творчестве и семейных связях внутри этой династии, не сверяясь с генеалогическим древом. Шестеро художников, носивших эту фамилию, творили на протяжении 150 лет. Они копировали работы друг друга и подписывали их одинаковыми именами, так что иногда бывает трудно узнать, является ли произведение оригиналом Брейгеля или брейгелевской копией оригинального Брейгеля.
Все Брейгели и вокруг них. Путеводитель по династии
Кроме того, свою фамилию они писали по-разному, одни — Bruegel, другие — Brueghel, третьи — Breughel. Они также сотрудничали с другими художниками, так что иногда не разберёшь, когда называть Брейгеля Брейгелем, а когда — Рубенсом. Сложности в ситуацию вносят и их семейные связи с другими фламандскими коллегами. А ещё у них были забавные прозвища — Брейгель Мужицкий, Брейгель Бархатный, Брейгель Адский…

Эта семья так же красочна и разнообразна, как персонажи картины «Свадебный танец» Питера Брейгеля Старшего. Из всех семейных династий великих художников эта — самая очаровательная и самая загадочная.

Питер Брейгель Старший

Питер Брейгель Старший, «Художник и знаток» (предполагаемый автопортрет), ок. 1566. Галерея Альберти

Питер Брейгель Старший, «Художник и знаток» (предполагаемый автопортрет), ок. 1566. Галерея Альбертина, Вена

Всё начинается с Питера Брейгеля Старшего (около 1525/30 — 1569), который до 1559 года писал свою фамилию как Brueghel, а затем — Bruegel (его сыновья взяли первое написание).

Примерно в 1545 году исключительно талантливый художник приехал в Антверпен и поступил в мастерскую Питера Кука ван Альста, в прошлом — придворного живописца Карла V. Наставник стал также тестем своего подмастерья и таким образом заручился тем, что лучший ученик продолжит его дело.

Позже Брейгель отправился в Италию, где впитал влияние Ренессанса, но по возвращении адаптировал его к своему видению культуры Нижних Земель.

Ранняя манера Брейгеля напоминала живопись Иеронима Босха — и молодого художника действительно называли «новым Босхом». Но, как любой великий живописец, он не хотел быть кем-то, он хотел быть собой. И постепенно его стиль обрёл индивидуальные черты: фигуры в пейзаже, танцующие крепкоголовые мужчины и женщины, визуальные интерпретации пословиц. Эти работы обильно подкреплены отсылками к поэзии, философии, политике и религии.

И, тем не менее, о Питере Брейгеле Страшем известно крайне мало. За свою склонность к изображению крестьянского и городского быта — а не исторических, библейских или мифологических сцен — он получил прозвище Мужицкий. «Северный Вазари» Карел ван Мандер, биограф североевропейских живописцев XV — XVI веков, считал, что Брейгель мог писать крестьян лишь потому, что сам был крестьянского происхождения.
Однако нынешние искусствоведы заявляют, что ван Мандер придумал образ Брейгеля, основываясь на его работах: раз писал крестьян — значит, сам был крестьянином. Сейчас эксперты подозревают, что Брейгель вполне мог родиться в семье художника в Антверпене. Маловероятно, что молодого крестьянина приняли бы в гильдию Святого Луки: постороннему было очень трудно войти в круг живописцев и создать мастерскую.
Питер Брейгель Старший скончался приблизительно в возрасте 45 лет, и до наших дней сохранилось около 45 его картин. Его сыновьям — Питеру Брейгелю Младшему и Яну Брейгелю Старшему (его называют так, потому что его собственный отпрыск, Ян Младший, впоследствии был назван в честь отца) — на тот момент было около пяти лет и около года соответственно. Однако оба стали невероятно успешными художниками. Есть различные теории о том, кто их обучал, и наиболее привлекательна версия, что педагогом была их бабушка Майкен Верхюльст — известная миниатюристка и жена Питера Кука ван Альста.

Питер Брейгель Младший

Антонис ван Дейк, «Портрет Питера Брейгеля Младшего» (начало XVII века). Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Антонис ван Дейк, «Портрет Питера Брейгеля Младшего» (начало XVII века). Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Питер Брейгель Младший (1564/5 — 1637/8) унаследовал дело отца и писал репродукции его самых популярных картин. Например, это более сорока вариаций «Ловушки для птиц». Прожив более 70-ти лет, он создал почти 1000 известных нам произведений. Своё прозвище Адский он получил за ранее увлечение сценами Страшного Суда, пекла и нечисти. Впоследствии художник отошёл от этих сюжетов, но ярлык закрепился за ним на столетия.

По мере развития карьеры Питер Младший начал всё чаще создавать собственные оригинальные композиции, но продолжал придерживаться крестьянских сцен и загородных видов с зашифрованными в них посланиями. Одна из лучших оригинальных композиций Питера Брейгеля Младшего — «Плохой пастух» — представляет собой двойственную интерпретацию знаменитой библейской притчи. Зритель сочувствует неверующему пастырю, который бросил своих овец, хоть и не должен был этого делать.


В свою работу «Фламандские пословицы», основанную на одноимённой композиции отца от 1559 года, Питер Брейгель Младший включил более ста поговорок, часть из которых (например, «крыть крышу пирогами») на протяжении веков вышла из обихода.
Однако при сравнении картин отца и сына, можно заметить, что Питер Брейгель Старший владел кистью более тонко и представлял больше деталей. Различия хорошо видны, например, в монументальных версиях «Вавилонской башни» родителя и отпрыска. Но некоторую разницу между их «Битвами поста и масленицы» можно объяснить тем, что Питер Младший никогда не видел оригинал. Он писал репродукцию по сохранившимся в семье наброскам, а потому использовал другие цвета и добавил некоторые детали, которые Старший закрасил. Например, это труп в тележке — образ, который Питер Мужицкий, вероятно, посчитал слишком жестоким.
  • Питер Брейгель Старший, «Вавилонская башня» (ок. 1563). Музей истории искусств, Вена
  • Питер Брейгель Младший, «Вавилонская башня» (1604). Частная коллекция
А вот сравнение произведений двух братьев — Питера Младшего и Яна — показывает, что они часто брали за основу картины отца, сохраняли основную композицию, но добавляли различные фоны.

Огромное наследие Питера Младшего также даёт хорошее представление о работах, которые были написаны или задумывались его родителем, но впоследствии канули в Лету. Однако, поскольку он в основном делал репродукции, то сейчас как мастер ценится ниже своего брата Яна.

Ян Брейгель Старший

Питер Пауль Рубенс, «Семья Яна Брейгеля Старшего» (1613). Институт искусства Курто, Лондон

Если Пит

Питер Пауль Рубенс, «Семья Яна Брейгеля Старшего» (1613). Институт искусства Курто, Лондон

Если Питер Брейгель Младший был ответственным сыном, то Ян Брейгель Старший (1568 — 1625) был бунтарём. Он почти семь лет прожил в Италии и подружился со многими ведущими художниками, в том числе — Питером Паулем Рубенсом, с которым впоследствии сотрудничал (например, написал циклы «Четыре элемента» и «Пять чувств»). Рубенс называл Яна Страшего своим братом и явно повлиял на то, что тот быстро перешёл от реалистичных крестьянских сцен к воображаемым горным и лесным ландшафтам, населённым аллегорическими фигурами. Зачастую в библейских сценах пейзаж был если не основной темой полотна, то равноправным его персонажем.

Одним из примеров мастерства Яна Старшего как пейзажиста и автора панорамных видов является «Лесной пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
с путниками» (1610). Он входит в число крупнейших работ, которые художник выполнил на меди, придающей краскам дополнительное сияние. Картина относится к тому периоду, когда живописец, прозванный «Бархатным» за свою безукоризненную технику исполнения подробных ландшафтов, служил при дворе эрцгерцога Альбрехта VII и его супруги Изабеллы — соправителей Испанских Нидерландов.

Изображая деревенскую жизнь, Ян Брейгель Старший любил включать в число крестьян и более состоятельных членов общества, — например, себя. В картине «Танцующие фигуры на берегу реки с продавцом рыбы и портретом художника на переднем плане» он представляется зрителю не ремесленником, а интеллектуальным, мыслящим творцом.
Яна Брейгеля Старшего называют также одним из пионеров натюрморта — жанра, неизвестного в то время. Способность передавать невероятные детали в небольших масштабах он, вероятно, унаследовал от своего отца или от бабушки. Художник стремился в каждой работе изобразить богатство цвета и фактуры, часто добавлял на лист муху, чтобы запечатлеть определённый момент. Благодаря покровительству эрцгерцогини, Бархатный Брейгель имел доступ в королевские оранжереи, где выращивали редчайшие растения. Он писал их с натуры и подолгу ждал, когда раскроется тот или иной цветок. В связи с этим Ян Старший получил ещё одно прозвище — Цветочный.

Тщательная передача растений и деревьев соотносилась с учением католической церкви в Нидерландах периода Контрреформации. Оно гласило, что окружающий мир есть отражение Бога. Выписывая детали ландшафта с почти научной скрупулёзностью, художник как бы становился ближе к познанию Всевышнего и оценке всех элементов Творения.
  • Ян Брейгель Старший, «Букет в вазе, монеты и раковины» (1606). Пинакотека Амброзиана, Милан
  • Ян Брейгель Старший, «Натюрморт с цветами в стеклянной вазе» (1625). Рейксмузеум, Амстердам
Ян Брейгель Старший внёс очередное изменение в написание своей фамилии, поменяв местами буквы e и u — Breughel. Так теперь обозначают младших членов этой династии.

Художник умер от холеры, которая также унесла жизни его троих детей. Остался в живых лишь его первенец и ученик — Ян Брейгель Младший.

Младшие члены семьи

В третьем поколении семьи Брейгелей талант родоначальника династии начал угасать. Ян Брейгель Младший (1601 — 1678), сын Бархатного, находился в Италии, когда получил известие о смерти отца. Он немедленно вернулся на родину, чтобы возглавить мастерскую, и достиг уважаемого положения в гильдии Святого Луки, став её деканом в 1630 году.
На протяжении всей своей карьеры Ян Младший подражал своему родителю, создавая (возможно со своим единокровным братом Амброзием) пейзажи, натюрморты, аллегории и другие работы, полные мелких деталей. Подчас он писал репродукции картин отца и продавал их за его подписью. И хотя его собственные произведения — особенно масштабные пейзажи — превосходны, такое копирование, а также наличие множества учеников, которым художник перепоручал заказы, вносит путаницу в его наследие. В основном работы Яна Младшего отличают от работ Яна Старшего по немного более низкому качеству исполнения и освещённости.
Дети Яна Младшего — Ян Питер и Ян Батист Брейгели — практически неизвестны, как и его племянник Питер Брейгель III (сын Питера Адского). Последнему в наши дни приписываются две работы — «Святой Игнатий в молитве» и «Несение креста».

Исключение составляет лишь второй сын Яна Брейгеля Младшего — признанный мастер натюрмортов Абрахам Брейгель. Он также начал обучение у своего отца и первую картину продал в 15 лет. Десятилетие спустя молодой человек отправился в Италию, где женился и остался до конца жизни. Его покровителем был князь Антонио Руффио из Сицилии, а историограф Андреа Петруччи в 1695 году причислил Абрахама Брейгеля к когорте лучших живописцев Неаполя.

Члены династии – не-Брейгели

Нескольких фламандских художников, не носивших фамилию Брейгель, искусствоведы также причисляют к знаменитой династии в силу брачных уз с членами семьи. Наиболее известным и талантливым из них был Давид Тенирс Младший (1610 — 1690), муж Анны Брейгель, дочери Яна Бархатного. Благодаря этому браку художник получил не только солидное приданое, но также дружбу и покровительство Рубенса, чьё влияние очень заметно в его пейзажах.
Давид Тенирс Младший, «Семейный концерт на террасе загородного дома. Автопортрет художника с семьёй»

Давид Тенирс Младший, «Семейный концерт на террасе загородного дома. Автопортрет художника с семьёй» (1640-е). Частная коллекция

Протекция тестя и его ближайшего друга, несомненно, сыграли роль в карьере Тенирса Младшего. Он стал деканом антверпенской гильдии Святого Луки в возрасте 34-х лет и пользовался популярностью у европейских правителей. В частности, был придворным художником и хранителем коллекции Леопольда Вильгельма Австрийского, наместника Испанских Нидерландов, писал картины по заказам Филиппа IV Испанского, Кристины Шведской, Вильгельма II Оранского и членов монарших семей.

На пике карьеры Давид Тенирс Младший создавал тщательно прописанные идиллические сцены крестьянского быта, религиозные композиции в жанровом духе, портреты со скрытой иронией. В XVIII веке сюжеты его полотен часто воспроизводились на французских гобеленах.
Давид Тенирс III (1638 — 1685), сын Давида Тенирса Младшего, был уже потомком сразу двух значительных художественных династий, внуком Питера Брейгеля Мужицкого и Давида Тенирса Старшего.

В 1661 году он уехал в Мадрид, где зарекомендовал себя как портретиста и создателя эскизов для гобеленов. После возвращения в Антверпен художник работал в мастерской отца, но, судя по всему, конфликтовал с ним по поводу размеров выплат за некоторые совместные работы.
Гобелен «Игроки в шары» по эскизу Давида Тенирса III в замке Шеверни во Франции. Источник: Wikipedia
Гобелен «Игроки в шары» по эскизу Давида Тенирса III в замке Шеверни во Франции. Источник: Wikipedia
Родоначальником второй побочной ветви династии Брейгелей считается Иероним ван Кессель (1578 — 1636), который примечателен лишь тем, что был мужем Пасхаcии Брейгель (дочери Яна Бархатного), отцом Яна ван Кесселя и дедом Фердинанда и Яна ван Кесселя Младшего.

Его сын Ян ван Кессель Старший (1626 — 1679) писал продуманные, подробные и колоритные изображения птиц, цветов, мифологические и религиозные сюжеты, пейзажи и посредственные портреты. Часть картин художника находится в Париже и питерском Эрмитаже. Наследие этого мастера достаточно сложно идентифицировать из-за путаницы с художниками-тёзками, которые работали в то же время.
Его дети Ян ван Кессель Младший (1654 — 1708) и Фердинанд ван Кессель (1648 — 1696) тоже оставили заметный след в истории искусств. Первый служил придворным художником испанских королей в Мадриде и прославился как портретист, очень близкий по стилю к своему соотечественнику Антонису ван Дейку.

Фердинанд хоть и не достиг уровня отца, завоевал известность тем, что после смерти своего двоюродного деда Яна Брейгеля Младшего был единственным художником в Антверпене, продолжавшим традицию дома Брейгелей-Кесселей. Он писал пейзажи, натюрморты, жанровые сцены с обезьянками, а также выполнял заказы польского короля Яна III Собеского и Вильгельма III Оранского.
Рекомендуемые работы
Юрий Валентинович Зорко. Полдень в Крыму
Полдень в Крыму
2000-е , 60×62 см
$541
Оригинал
Владимир Сергеевич Барков. ПЕНТАТОНИКА
  • Реклама
ПЕНТАТОНИКА
Февраль 2022, 130×160 см
$10 839
Оригинал
Эдуард Поташев. Путь
  • Реклама
Путь
2024, 85×25 см
Nina Rassen. "Космические Ксалахары все легенды вселенной "
  • Реклама
"Космические Ксалахары все легенды вселенной "
2023, 2000×3000 см
€200
Цифровая копия
Геннадий Николаевич Жихарев. Человек-дерево
  • Реклама
Человек-дерево
08.03.1989, 127×67 см
$20
Оригинал
Наталия Припутникова. Стрекоза-2
  • Реклама
Стрекоза-2
2023, 50×60×1.5 см
$271
Оригинал
Наследие династии Брейгелей настолько ярко и узнаваемо, что на протяжении столетий они оказывали влияние на других художников и вдохновляли не только своих коллег, но и таких знаменитых творцов, как российский режиссёр Андрей Тарковский (Артхив рассказывает об этом), англо-американский поэт Уистен Хью Оден и даже британский певец, художник и актёр Дэвид Боуи.