Регистрация
#неделя японского искусства
  Японское искусство: тематическая неделя в Артхиве

Художники и виллы (ч.3) – уютные сельские виды: Поленово и Репинские «Пенаты»

Мне нравится4  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  
Радости жизни на природе вкушали и великие русские живописцы. Самовар, вишневый сад, мольберт — позвольте пригласить вас в гости к Репину и Поленову! Там, где создавались чудные виды на полотнах, и сегодня — особая атмосфера.

Поленово: искусство народу

Природа Оки всегда магнитом притягивала русских живописцев. Выдающийся художник Василий Поленов (1844 — 1927) не просто любовался местными красотами, а создал здесь культурный центр всей округи — первую народную картинную галерею в деревне. Сегодня он трансформировался в мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник им. В. Поленова.
Художник обладал недюжинным архитектурным талантом, потому за проектирование усадьбы взялся сам. Зодческий стиль, в котором отразились элементы западноевропейской средневековой культуры, в последствие назвали «поленовским».
«Главные медикаменты — это чистый воздух, холодная вода, пила и топор», — собственному рецепту Василий Поленов следовал до конца своих дней. По воспоминаниям детей, бывало, он от зари до зари работал на земле.
Когда приезжали гости, все собирались в библиотеке, здесь же ставили спектакли дети (Поленов организовал крестьянский аматорский театр, поэтому в усадьбе круглый год шили костюмы, готовили реквизит и повторяли роли), устраивали литературно-музыкальные встречи, а на Новый год устанавливали елку и приглашали на праздник деревенских детишек.
За 120 лет усадьба никогда не переходила в чужие руки. Даже, когда в 20-ых годах семье Поленовых довелось переживать голодные времена, обстановку в доме сохраняли неизменной.
Всего на счету мастера — более 3650 картин. Конечно, Поленово не вместило их все — большинство были выкуплены для галереи Павла Третьякова. Сам трехэтажный белый дом не создает впечатления музея. Это, скорее, творческое пристанище.
Первым делом гостей встречает «портретная» — своеобразная комната памяти, на стенах которой — изображения близких автора. В гостиной и библиотеке — собрание работ друзей: Репина, Васнецова, Шишкина, а также учеников — Архипова, Левитана, Коровина.
На втором этаже — собранные детьми художника его пейзажи, в частности — «Осень в Абрамцево». В самой большой комнате дома, мастерской, — графическое полотно «Христос и грешница», которое изначально задумывалось как живописное.
Творчество — это святое! Свой отдельный дом-мастерскую художник называл «Аббатство» Здесь он жил все лето, работал над своей христианской серией.
В общей сложности в музее хранится 14 000 представляющих ценность экспонатов. Да и на окские просторы приятно поглядеть, так что — айда!
Музей-заповедник В. Поленова
Рабочие дни: среда-воскресенье с 11−00 — 18−00,
тел. 8 (48734) 3−38−27
Адрес: Тульская обл, Заокский район, п. Страхово
Как доехать: электричкой (Москва-Тула) до ст. Тарусская, затем автобусом до ст. Велегож или Ланьшино. Выйти на ост. «Село Страхово», пройти пешком 1 км.

Пенаты: до площади Гомера мимо Озера Свободы?

Великий русский художник-дачник Илья Репин (1844 — 1930) назвал поместье в честь богов-хранителей в римской мифологии. Теперь слово «пенаты» стало нарицательным.
С 1948 г. бывший финский поселок Куоккала, где располагались владения Ильи Ефимовича, носит название Репино. Климат — благоприятный, цены — ниже, а до столицы — рукой подать: после переселения сюда модного в ту пору живописца весь петербургский художественный бомонд отправился следом. Отпуск представлялся тогдашней интеллигенции непринужденными чаепитиями, сиестой в гамаках и неспешными прогулками по ухоженным тропам усадьбы. В единственный приемный день, среду, Репин отпускал прислугу, предлагая гостям обслуживать себя самостоятельно — вернее, это было правило второй супруги художника, личности неординарной. К слову, ее прочие «народные» идеи, включая вегетарианство, не слишком радовали гостей — творческую художественную элиту. Но общество гениального художника — важнее шпината! Кстати, гостил здесь и Федор Шаляпин.
Приобретенный Репиным темный одноэтажный дом был вовсе не предназначен для занятий живописью. Чтобы мастер мог творить здесь, вокруг постройки возвели застекленные веранды. Вскоре появился и второй этаж со стеклянной крышей. Получился такой вот теремок из сказки, окруженный мостиками через искусственные пруды, скамейками и беседками с не менее дивными названиями: «Храм Азириса и Изиды», «Площадь Гомера», «Башня Шахеризады», «Озеро свободы»…
Следуя завещанию, художник был похоронен в парке Пенат. Его супруга — Наталья Нордман-Северова, завещала дом и землю Петербургской Академии искусств.
Во время второй мировой перед захватом немецкими оккупантами из усадьбы успели вывезти только картины, ценные вещи и, частично, мебель. Остальное, к большому огорчению, было предано огню. В 1962 г. в эти стены вновь вернулись картины и посетители, обстановку воссоздали по фото и полотнам.
Помимо прочего, здесь хранится знаменитая подвесная палитра Репина: из-за атрофии мускулов правой руки художник был вынужден держать кисть в левой, в которой обычно держат палитру. Чтобы освободить руки, приспособление прикреплялось к поясу.
Музей-усадьба вошла в список объектов Юнеско, а так называемую «репинскую курортную зону» заполонили тематические рестораны. Так что на чашечку кофе к Илье Ефимовичу теперь можно без приглашения!
Музей-усадьба И. Репина «Пенаты»

Рабочие дни: ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 15 мая по 15 сентября с 10−30, с 15 мая — с 10−30 до 17−00 до 18−00. Только экскурсионное обслуживание.
Телефон: (812)432−0828

Адрес: 197738, Санкт-Петербург, пос. Репино, Приморское шоссе, 411

Как доехать: Из С.-Петербурга: авт.№ 211, маршрутные такси №№ 305, 400, 425, 680 или электричка с Финляндского вокзала до ст. Репино. От ст. Репино 30 минут пешком.

Цена билета: для российских граждан — 100 р., для детей — 30 р., для иностранцев: взрослый билет — 300 р., детский — 100.


Автор: Яна Сасина
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится4  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  

Комментарии

sergei berets
sergei berets
, 9 сентября 2014 12:36 0
В Пенатах, что называется, "проникаешься". Хотя усадьба и сгорела до тла время Великой Отечественной войны, отстроили и восстановили ее вполне достоверно. Все там греет глаз и душу. Любопытный раздел о родине Ильи Ефимовича - Слобожанщине - и его семье. Виды Чигирина и его окрестностей. портреты родителей, дедушек и бабушек. В большой мастерской - запорожские реликвии: казачьи знамена, оружие. И этюд×Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? читать дальше с оружием, написанный Репиным в Качановке по предметам из коллекции Василия Тарновского.
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом:

HELP