Регистрация

Кисть макай в мазут!

Мне нравится1       0  
Семь литературных и киногероев, которые наверняка могли бы стать успешными современными художниками.
Кадр из мультипликационного фильма «Малыш и Карлсон» (реж. Олег Степанцев, 1968 г.)

Карлсон


Весельчак, убежденный гедонист, существо, демонстративно презирающее правила и нормы, Карлсон просто создан для артистической карьеры и богемной жизни. Его типичные затеи (повышвыривать из окна стулья, взорвать паровую машину, испугать кого-нибудь до смерти) наводят на мысль, что Карлсон не затерялся бы на современной арт-сцене в качестве акциониста. Впрочем, его конек — минималистичная живопись в духе Ива Кляйна. Плодовитым художником Карлсона не назовешь. В книге «Карлсон, который живет на крыше» описана его картина «Очень одинокий петух». Это чистый лист картона, в нижнем углу которого изображен крохотный красный петушок. В поздних документах («Новые похождения Карлсона») упоминается «Портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше моих кроликов» — изображение лисы. Кроликов на «портрете» нет (их съела лиса) — Кляйн, наверняка, сказал бы что кролики находятся в «зоне нематериальной чувствительности». Кстати, с Ивом Кляйном Карлсона роднит и кое-что еще: тот тоже, случалось, выходил из дому через окно.

Том Сойер


Уже в позднем младенчестве Том Сойер постиг азы грамотного перформанса: происходящее должно завораживать, интриговать и провоцировать публику, даже если ты красишь обыкновенный забор. Так и только так можно снискать славу, всеобщую любовь, завидную прессу, обломок зубной гуделки, осколок синей бутылки, кусок мела, стеклянную пробку от графина, пушку, сделанную из катушек для ниток, а если повезет, то и пару-другую миллионов долларов. Не нужно быть экспертом, чтобы заметить: рецептом Тома Сойера пользуются многие современные арт-идолы. А то, что глава, в которой Марк Твен описывает его творческий метод, называется «Великолепный маляр» — что ж, в свое время что-то подобное говорили и про Казимира Малевича, и про Марка Ротко.
Иллюстрация из книги Тимур и его команда (худ. Герман Мазурин, 2012 г.)

Тимур и его команда


Пионеры стрит-арта из книг Аркадия Гайдара разрисовывали муниципальную собственность (если точнее, они орудовали за городом — в пределах одного дачного поселка) задолго до появления термина «граффити». Ребята не могли похвалиться разнообразием сюжетов (рисовали они исключительно звезды). Но действовали они в соответствии с законами жанра — стремительно и конспиративно. Да и цели у них были те же, что у социально озабоченного Бэнкси или у какой-нибудь арт-группы «Война» — они хотели помочь людям, сделать мир лучше. С тех пор мир несколько изменился и методы его «улучшения» тоже уже не т. е. Современным тимуровцам приходится разнообразить репертуар добрых дел — не только рисовать на стенах, но и, например, выпускать в здании суда тараканов. Что вы говорите? Не стал бы мир чуточку лучше, если бы Бэнкси просто наколол какой-нибудь бристольской старушке дров? Как знать, как знать…
Пинхэд. Клайв Баркер, 2007

Пинхэд


Инфернальный щеголь из «Восставшего из ада» Клайва Баркера специализируется на боли и наслаждении. Пинхэд занят серьезным и важным делом — сопровождает в преисподнюю тех, кто жаждет запретных удовольствий (а также, подобно федеральным маршалам США, ловит и возвращает в ад тех, кто передумал и решил сбежать). Однако выглядит и держится он так, словно встречает гостей на модной арт-тусовке. В движениях — грация, в голове — стильные булавки, в пупке — крюк, на груди — красивый коллаж×
Коллаж (от фр. collage - наклеивание) – метод, применяемый в изобразительном искусстве и заключающийся в создании аппликации из различных фрагментов, разных по цвету и фактуре. Данным термином также обозначают работу, выполненную в этой технике. Первыми её привнесли в изобразительное искусство футуристы и кубисты, в частности, Пабло Пикассо и Жорж Брак. Они совмещали на холстах обрывки ткани, фотографий и обоев. Среди известных коллажистов - кинорежиссер Сергей Параджанов, который объединял фотографии, обрывки кружев, фарфор и высушенные растения.
Декораторский прием часто пробуют разнообразить живописными инструментами: кистью с краской или пером с тушью. Творческий жанр отличается пестротой и смелостью идей. Родственной техникой является ассамбляж, который подразумевает совмещение на одной поверхности разнообразных предметов и их частей. Большой популярностью сегодня пользуются фотоколлажи.
читать дальше
из мясных ошметьев. В том, как Пинхэд управляется со своими клиентами чувствуется художественный вкус и артистические амбиции — встреть такого Фрэнсис Бэкон, наверняка, попросил бы телефон.

Пинхэд сделал себе имя на том же, на чем и небезызвестный акционист Петр Павленский — на членовредительстве с «оттенком высшего значения». Одна из акций Павленского — «Угроза» — заключалась в том, что художник облил бензином дверь здания органов госбезопасности на Лубянке и — с канистрой в руках — остался дожидаться боли и наслаждений. Галерист Марат Гельман объяснял этот жест так: «Двери Лубянки — это врата ада, вход в мир абсолютного зла. И на фоне адского пламени стоит одинокий художник, ожидая, пока его схватят». В общем, на этой территории Пинхэд бы освоился. Впрочем, ему пока недостает опыта. Пинхэда до сих пор не только не принимали на Лубянке, его даже не забирали в заштатный РОВД. Что он может знать о боли и наслаждениях?

Рокки Бальбоа


То, что Роки Бальбоа делает на протяжении вот уже 40 лет, определенно состоит в идейном родстве с творчеством Фрэнсиса Бэкона. Он так же неравнодушен к мясным тушам, он тоже старается, чтобы в созданных им образах лишь угадывалось портретное сходство с теми, кого он «изобразил».

Радикальное отличие состоит в том, что Бэкон — человек мягкий и по-своему тактичный — стеснялся рисовать портреты в присутствии своих моделей, и делал это по памяти или по фотографиям. Ему казалось, что размывая очертания, расцвечивая портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше неестественными, порой, кровоточащими оттенками, он может травмировать натурщика. А Рокки не стеснялся.
Гениальный колорист, он как никто другой умел расписать свою модель — всего за один сеанс и иногда одной левой.
Реквизит фильма «Место встречи изменить нельзя» (Одесский музей кино)

Банда «Черная кошка»


Многие герои ленты «Место встречи изменить нельзя» накоротке с изобразительным искусством. Тут и Гриша «6×9» — непревзойденный фотограф, внук барона Мюнхгаузена, достойный наследник Дианы Арбус. И сосед Шарапова — Михаил Михайлович с его утопическими картинами всеобщего милосердия. И сам Жеглов, которого лишь по досадному недоразумению создатель не сподобил написать портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше гражданки Волокушиной. Но главные тут, конечно, участники арт-группы «Черная кошка», не забывающие оставлять живописный автограф всюду, где побывали. Верно, столкнувшись с ними, чувствуешь, что тебя ограбили. Но это реалии арт-рынка — участникам аукционных торгов тоже знакомо это чувство.
Кадр из мультипликационного фильма «Лошарик» (реж. Иван Уфимцев, 1971 г.)

Дрессировщик Лошарика

И, наконец, герой мультипликационного фильма «Лошарик» — цирковой жонглер, мечтавший о карьере дрессировщика. В его ловких руках цирковой реквизит превратился в живое существо — Лошарика. Лошарик покорно выполнял все трюки, которых от него ждали, без выгоды для себя раздавал направо и налево «кровные» шарики и все прощал дрессировщику. Как хотите, но «дрессировка Лошарика» — лучшая метафора отношений между современным творцом и отзывчивой публикой.

Автор: Андрей Зимоглядов
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Художники, упоминаемые в статье
Фрэнсис Бэкон
Биография • Работы
Ив Кляйн
Биография • Работы
Марк Ротко
Биография • Работы
Казимир Северинович Малевич
Биография • Работы
Бэнкси
Биография • Работы
Клайв Баркер
Биография • Работы
Комментировать Комментарии
HELP