Регистрация

"Создавать не корпорацию, а ситуацию": Марат Гельман - о секретах рынка искусства и новой арт-школе в Черногории

Мне нравится0       0  
Галерист, куратор, арт-менеджер Марат Гельман подробно рассказывает о школе для художников School beyond the Art School — новом, совместном с Артхивом проекте. Школа в Черногории предлагает уникальную программу, акцент которой — подготовка тех, кто уже получил академическое художественное образование, к взаимодействию с современной арт-средой и к созданию собственной стратегии продвижения на рынке.

О названии и сути проекта

— «School beyond beyond the Art School» — это действительно «школа после школы». Когда художник заканчивает художественную школу, ВУЗ, считается что он уже стал художником и готов к жизни художника. Но это не совсем так: он еще нуждается в практическом «введении в профессию», потому что художник — это, фактически, еще и стартапер, предприниматель… Все, что угодно, но только не простой «работник», который приходит, нанимается и в дальнейшем лишь использует свои компетенции, свои знания и умения. Художник же должен действовать внутри художественного пространства: он постоянно коммуницирует, находится внутри неких транзакций, событий… Так что мы работаем с теми, кто уже имеет художественное образование, и даем необходимые для деятельности в арт-среде дополнительные знания, которые сегодня не получишь в основном художественном ВУЗе.
В школе мы делаем акцент не на самом искусстве, а на жизни искусства.

О художнике как менеджере своего проекта

— Сложилось так, что у нас художник изучает само искусство, а вот то, как живет искусство — изучает большое количество разных людей: арт-менеджеры, кураторы, консультанты, критики, директора музеев… А художник, получается, всего этого не знает — его этому не учат. Считается, что художник должен найти агента или галериста, который за него сделает все практические шаги, связанные с его искусством, и который будет за него коммуницировать с музеями, с биеннале, с критиками, с коллекционерами… С моей точки зрения, это архаичная и абсолютно ложная ситуация. Возможно, в истории человечества был какой-то небольшой период времени, когда происходило именно так, когда эта схема работала. Однако сейчас все совсем не так: художник в современном мире — полноправный участник всех этих коммуникаций, поэтому он должен быть во всеоружии.
Надо сказать, что большинство тех самых менеджеров, директоров музеев, кураторов на самом деле не задавали себе вопрос — как возникла эта новая ситуация, когда она такой стала, что с ней произойдет завтра? Они воспринимают ее как естественное положение вещей. Но для того, чтобы эффективно работать и играть с системой, надо не просто осознавать, как она устроена — нужно понимать, почему она так устроена. И это то, что я знаю и буду давать в арт-школе.
В предыдущие годы работы школы подобные темы были десертом; проходила одна лекция в начале курса и одна лекция — в конце. И оказалось, что это и есть самое главное, — то, чего ждали и в чем нуждались студенты.

Так что этот «десерт» мы теперь решили сделать «основным блюдом».

О процессе обучения

— Важно понять, что из себя представляет обучение в школе «School beyond Art School». Сегодня в творческом процессе все меньше общего и все больше частностей. Художники зачастую очень разные, поэтому и стратегии, которые они должны выстраивать для своего продвижения, тоже абсолютно разные, и они напрямую зависят от их индивидуального искусства.
Поэтому сегодня все меньше того, что мы можем сказать перед большой аудиторией, и все больше того, что мы можем сказать «тет-а-тет».
Так что основной упор в нашей арт-школе делается на то, что каждый студент приезжает со своим конкретным проектом, который за время обучения, во-первых, развивается, во-вторых — уточняется, а в третьих — находит стратегию своего продвижения.
Что касается приглашенных специалистов, один из плюсов этой школы — то, что она находится внутри некоего процесса, среды, внутри нашей резиденции, сквозь которую проходит постоянный деятельный поток. Ее «пересекают» художники, кураторы, которые, находясь в пространстве Черногории, естественно, будут помогать нашим студентам находить свой путь. Создана такая модель, в которой сам процесс обучения может стать для кого-то карьерной веточкой, и художник сможет заинтересовать кураторов, галеристов, коллекционеров.

Об индивидуальности в искусстве

— Выбор чисто художественных стратегий художником — серьезная вещь. Мы не берем на себя амбиции по их перекраиванию. Мы не стремимся сделать всех единомышленниками и выпускать одинаковых художников. Мы, напротив, желаем работать с тем, что уже имеется у художника: учить его действовать со своим индивидуальным, особенным искусством и с тем проектом, который уже имеется. И для каждого будем выстраивать уникальную стратегию, связанную с его творчеством.
В этом проявляется опыт галереи, которая не имеет единого эстетического, идеологического ориентира, а всегда работала с очень хорошими, но совершенно различными художниками. Этот имеющийся опыт мы переносим в школу. Примеры? Валерий Кошляков, Олег Кулик… Художники не просто разные — можно сказать, разные миры.

Сегодня художественное пространство именно таково: все художники разные, и каждый из них требует выстраивания персональной линии стратегии для своего искусства.

О динамике рынка, ученичестве и просвещении

— Сегодня культурный ландшафт предполагает существование неких вневременных вещей, поэтому говорить об устаревании чего-то конкретного на арт-рынке не приходится. Художники снова и снова доказывают, что и сейчас можно успешно использовать багаж, вовсе не являющийся абсолютно новым. И, безусловно, есть какие-то вещи, которые достаточно сделать один раз, а есть другие вещи, которые нужно делать постоянно до самого завершения карьеры.
Ученический процесс в какой-то момент заканчивается, а процесс просвещения продолжается всегда: ты ходишь, много смотришь, общаешься, читаешь, и это и есть твое образование, следующий его этап. Но некоторые ключевые моменты лучше все-таки поменять с самого начала.

О главной проблеме многих художинков

— Человек, которому не хватает каких-то сведений, неискушенный человек ищет, где получить нужные знания. Но основная проблема — это ложные представления. Человек, который находится в плену ложных представлений, знаний не ищет; ему кажется, что он уже понимает, как устроен этот мир. Поэтому основная проблема — это как раз ложные представления о художественном мире, которые вырабатываются у художника и которые, собственно говоря, мешают ему делать правильные шаги в том, что исходит из неверного диагноза

Об ожиданиях, прогнозах и реальности

— Насчет прошлого и настоящего, ожиданий и реальности — скажу, что такая четкая и сильная нацеленность на результат будет у нас впервые. А успех художника — это удача, случай, это всегда «один из десяти». Мы, разумеется, делаем прогнозы. Они не всегда точные и гарантированные, но, по крайней мере, мы научились отсекать то, что не имеет шансов; мы научились исправлять тот момент, когда талантливый художник находится в плену ложных представлений. А в целом я выделаю две вещи: понимание и умение. Пониманием можно поделиться, а вот умением — не очень получается. Мы будем, с одной стороны, делиться со всеми нашими студентами своим пониманием того, как устроен художественный мир. И наряду с этим вместе с каждым из них будем использовать собственное умение выстраивать этот «ситуатив».

О комьюнити Dukley и развитии ситуации

— Некоторые учителя, преподававшие у нас, уже открыли собственные школы. Какие-то художники, которые приезжали и работали в резиденции Dukley European Art Community, поменяли города, страны, обосновались на новых местах, и тоже организовали свои коммьюнити, галереи… Это очень важно — когда что-то происходит уже помимо моих усилий. Один из принципов, которые я исповедую, таков: мы создаем не корпорацию, а ситуацию. И очень хорошо, что ситуация движется, и движется уже не только моими усилиями.
Марат Гельман.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме


Комментировать Комментарии
HELP